Восточный вестибюль станции «Пионерская» Филевской линии открылся после аварийно-восстановительных работ. Специалисты Мосметростроя преобразили сооружение, прослужившее более полувека без основательного ремонта. Обновили его путем усиления уже существующих конструкций. Как строителям удалось обойтись без сноса, узнал корреспондент «Метростроевца».
Большинство островных станций Филевской линии в ходе ремонта сносились до основания, сооружался новый фундамент и монолитные конструкции. На «Пионерской» особенность работы заключалась в том, что полный демонтаж не производился, рассказывает главный инженер ООО «ММС Интернэшнл» Игорь Смирнов.
Здесь снесли лишь отдельные элементы железобетонных конструкций. Это было необходимо для перепланировки с увеличением служебных помещений и установки лифтов, которых раньше не было на станции. Остальное ремонтировали с применением инновационной системы усиления.
– Система является комплексной, в ее состав входят материалы для ремонта и защиты бетона, композитные материалы на основе углеродного волокна, которые обеспечивают дополнительную устойчивость элементам конструкции, – объясняет Смирнов.
Современная технология позволила ускорить работу. К тому же во время ремонта у пассажиров сохранилась возможность пользоваться станцией, поскольку движение перекрывалось лишь частично.
Восточный вестибюль имеет три яруса, на каждом из которых проходил ремонт. Это кассовый зал с турникетами и оборудованием для досмотра пассажиров; платформа и расположенные на ее уровне комната дежурного по станции, санитарный узел, электрощитовая и серверная; а также подплатформенные помещения (кубовая, водомерный узел, кроссовая).
После проведения работ площадь восточного вестибюля практически не изменилась. Осталась прежней и конфигурация.
Зато на вид сооружение теперь не узнать. От старого неприметного входа на «Пионерскую», что встретишь теперь только на фотографиях, сохранился лишь контур. Да и тот облицевали металлическими фасадными панелями. Поменялись и витражи: на смену устаревшим конструкциям пришли стеклопакеты с заполнением энергоэффективным стеклом, удобные в эксплуатации. Фасад дополнили красной и белой колоннами. Касса, которая ранее находилась внутри, сейчас выходит на улицу
Обновили и покрытие подходного моста: убрали асфальт, усилили существующие железобетонные конструкции, которые фактически служат кровлей над платформой, и покрыли поверхность термообработанным гранитом. Парапеты отделали гранитными плитами «Габбро-Диабаз» и смонтировали ограждение из нержавеющей стали.
Внутри вестибюля перестроены технические помещения, выполнены современные системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, кабельных коммуникаций, устройств пожарной и охранной сигнализации. Здесь применили новые отделочные материалы: на пол постелили гранит, стены покрыли мрамором. Во входной зоне установили кондиционеры и инфракрасные излучатели, которые согреют пассажиров в холодную пору.
– Все работы по конструктивной части вестибюля завершены, – добавляет Смирнов. – Остались финальные штрихи – пусконаладка уже готового оборудования. Также сооружаются навесы, закрывающие находящихся на платформе пассажиров от ветра и осадков.
Параллельно вдоль перегона между станциями идет замена старого железобетонного ограждения на современный шумозащитный экран с антивандальным покрытием. Финальным этапом станет благоустройство прилегающей территории.
Евгений Косыгин, главный архитектор ООО «Институт Инжпроект»
Основная задача при проведении аварийно-восстановительных работ на станциях Филевской линии – обеспечить комфортность обслуживания и безопасность пассажиров согласно действующим сегодня нормам. Для этого проводятся мероприятия по обеспечению прохода маломобильным группам населения: на станциях появляются контрастные и тактильные полосы для слабовидящих, пандусы и лифтовое оборудование. Все это мы предусмотрели и на «Пионерской».
Поскольку нужно было сохранить существующие конструкции и при этом, с учетом новых нормативных требований, разместить в вестибюле зону контроля доступа и службы безопасности на транспорте, кассовый зал решили вынести на улицу, чтобы его не пересекали пассажиропотоки. Входную зону выделили цветом, чтобы сориентировать людей на вход и на кассы.
Кроме того, раньше вестибюль был в холодном контуре. Сейчас мы сделали витражные системы и тамбуры, и почти весь он находится в теплой зоне.
Также заменили глухие стены, формировавшие лестничный спуск, на витражные. Мы сочли, что лучше будет смотреться двухсторонний витраж, который создаст иллюзию большего пространства. Тем более в глухих стенах не было необходимости с точки зрения пожарной безопасности.
Для нормальной работы грязеприемных решеток, которых раньше не было, при входе над ними разместили инфракрасные обогреватели.
Работы по восстановлению западного вестибюля начались в декабре 2017 года, спустя год он был запущен. После на ремонт закрылся восточный вестибюль и был вновь введен в эксплуатацию 20 августа 2018 года. Оба вестибюля выходят на Мазиловскую и Малую Филевскую улицы.