en

Во имя света и мира

Рассказываем историю одной из семи станций, построенных во время Великой Отечествен­ной войны.

Станция «Электрозаводская» открылась 15 мая 1944 года. На эту дату пришелся еще один праздник – девятилетие со дня запуска Московского метро­политена. В вестибюле, как и на других станциях третьей очереди, повесили памятную табличку «Со­оружена в дни Великой Отечественной войны».

Проект утвердили в 1939 году. Свое название станция по­лучила по находящемуся ря­дом Московскому электрозаво­ду имени Куйбышева. Сейчас это целый комплекс предпри­ятий, состоящий из «Элек­трозавода», МЭЛЗ и АТЭ-1. В 1941-м, с началом войны, стро­ительство заморозили, и возоб­новилось оно лишь через год. В это время подземные сооруже­ния и тоннели использовались как бомбоубежища. Станцию возводил коллектив Шахты №7-8.

«Электрозаводская» – объект культурного наследия России ре­гионального значения. На стра­ницах «Ударника Метростроя» от 16 мая 1944 года главный архи­тектор Метростроя Михаил Зеле­нин называл ее архитектурным памятником своей эпохи.

Пилонная, трехпролетная стан­ция залегает на глубине 31,5 метра. Проектированием занимались ар­хитекторы Владимир Щуко, Влади­мир Гельфрейх, Игорь Рожин и Ар­кадий Аркин.


1950-е годы. Пионеры под сияющим сводом центрального зал.


2019 год. Общий облик станции спустя 75 лет остался прежним.

Первое, что бросается в гла­за в среднем зале «Электрозавод­ской» – кажущийся кружевным потолок. Такой эффект создают 282 вмонтированных в свод от­дельно подсвеченных полусфери­ческих кессона. Акцент на осве­щении сделан, чтобы напоминать о соседстве с «Электрозаводом».

Своду отвечает пол из серых и черных квадратов, располо­женных в шахматном порядке. По контуру их обрамляет фриз в виде волн желтого и черного цвета. Изначально пол был мра­морным, но в ходе реконструк­ции 2007–2008 годов его заме­нили полированным гранитом, сохранив оригинальный рисунок.

На монументальных пилонах станции, облицованных свет­лым мрамором, красуются 12 горельефов работы Георгия Мото­вилова. Их объединяет общая тема «Фронт и тыл в Великой Отечественной войне». Изначально скульптур было 14, но две из них сняли при строительстве гермо­затвора уже после ВОВ. В торце центрального зала расположен барельеф в виде знамен с медаль­ном, на котором когда-то поме­щался портрет Сталина. Изобра­жение вождя убрали во времена развенчания культа личности.

Наземный вестибюль по­строен в форме шестиугольника с уплощенным куполом. Внутри на стенах установлены барелье­фы с портретами основополож­ников электротехники. Снаружи его украшает ниша с бронзовой скульптурной группой «Метро­строевцы в забое», выполненной Матвеем Манизером.

Во время открытия под по­толком вестибюля висела боль­шая круглая люстра с красной звездой по центру. В ней стояли люминесцентные лампы – гор­дость «Электрозавода». Но впо­следствии ее демонтировали.

Сейчас совсем рядом с «Элек­трозаводской» метростроевцы сооружают «Рубцовскую» Боль­шой кольцевой линии. Действу­ющая станция будет связана пе­ресадкой с БКЛ.