Рассказываем историю одной из семи станций, построенных во время Великой Отечественной войны.
Станция «Электрозаводская» открылась 15 мая 1944 года. На эту дату пришелся еще один праздник – девятилетие со дня запуска Московского метрополитена. В вестибюле, как и на других станциях третьей очереди, повесили памятную табличку «Сооружена в дни Великой Отечественной войны».
Проект утвердили в 1939 году. Свое название станция получила по находящемуся рядом Московскому электрозаводу имени Куйбышева. Сейчас это целый комплекс предприятий, состоящий из «Электрозавода», МЭЛЗ и АТЭ-1. В 1941-м, с началом войны, строительство заморозили, и возобновилось оно лишь через год. В это время подземные сооружения и тоннели использовались как бомбоубежища. Станцию возводил коллектив Шахты №7-8.
«Электрозаводская» – объект культурного наследия России регионального значения. На страницах «Ударника Метростроя» от 16 мая 1944 года главный архитектор Метростроя Михаил Зеленин называл ее архитектурным памятником своей эпохи.
Пилонная, трехпролетная станция залегает на глубине 31,5 метра. Проектированием занимались архитекторы Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх, Игорь Рожин и Аркадий Аркин.
1950-е годы. Пионеры под сияющим сводом центрального зал.
2019 год. Общий облик станции спустя 75 лет остался прежним.
Первое, что бросается в глаза в среднем зале «Электрозаводской» – кажущийся кружевным потолок. Такой эффект создают 282 вмонтированных в свод отдельно подсвеченных полусферических кессона. Акцент на освещении сделан, чтобы напоминать о соседстве с «Электрозаводом».
Своду отвечает пол из серых и черных квадратов, расположенных в шахматном порядке. По контуру их обрамляет фриз в виде волн желтого и черного цвета. Изначально пол был мраморным, но в ходе реконструкции 2007–2008 годов его заменили полированным гранитом, сохранив оригинальный рисунок.
На монументальных пилонах станции, облицованных светлым мрамором, красуются 12 горельефов работы Георгия Мотовилова. Их объединяет общая тема «Фронт и тыл в Великой Отечественной войне». Изначально скульптур было 14, но две из них сняли при строительстве гермозатвора уже после ВОВ. В торце центрального зала расположен барельеф в виде знамен с медальном, на котором когда-то помещался портрет Сталина. Изображение вождя убрали во времена развенчания культа личности.
Наземный вестибюль построен в форме шестиугольника с уплощенным куполом. Внутри на стенах установлены барельефы с портретами основоположников электротехники. Снаружи его украшает ниша с бронзовой скульптурной группой «Метростроевцы в забое», выполненной Матвеем Манизером.
Во время открытия под потолком вестибюля висела большая круглая люстра с красной звездой по центру. В ней стояли люминесцентные лампы – гордость «Электрозавода». Но впоследствии ее демонтировали.
Сейчас совсем рядом с «Электрозаводской» метростроевцы сооружают «Рубцовскую» Большой кольцевой линии. Действующая станция будет связана пересадкой с БКЛ.