На Воробьевых горах ведется строительство трамплина. Проектированием занимался Институт Инжпроект. Какие расчеты применялись для создания сложного спортивного объекта, рассказал генеральный директор Института Инжпроект Алексей Косыгин.
72-метровый лыжный трамплин на склоне Воробьевых гор построен в 1953 году и демонтирован в 2016 году в связи с аварийным состоянием
Почти 70 лет назад заработал 72-метровый лыжный трамплин. Годы шли, спортивное сооружение подвергалось реконструкциям и модернизациям. Причин для закрытия спортсооружения в 2016 году оказалось несколько: требовалось укрепить берег Москвы-реки, провести противооползневые мероприятия и сделать новый профиль трамплина. Тот уже не соответствовал действующим требованиям Международной федерации лыжного спорта (FIS). Да и сами конструкции пришли в аварийное состояние.
– Институт разработал проектную документацию по реконструкции трамплина в соответствии с действующими нормами FIS, позволяющими проводить соревнования международного уровня, – пояснил Алексей Косыгин. Трамплин теперь – уникальное сооружение.
– В таком месте, как Воробьевы горы, невозможно разместить просто спортивный объект, необходимо было придумать знак, доминанту, сооружение, не уступающее по красоте самым современным спортивным объектам мира, но и гармонично вписанное в окружающую застройку и территорию, – продолжил он. – На мой взгляд, это получилось. Архитекторам удалось совместить красоту и технологию.
Новый трамплин – это целый комплекс сооружений. В его составе есть стартовая башня, непосредственно сам трамплин, состоящий из гор разгона, приземления и зоны выката. Нашлось место для физкультурно-спортивной школы, судейской вышки и насосной станции с градирней.
Специалистами института совместно с представителями международной ассоциации и Российской Федерации прыгунов с трамплина выполнен целый спектр технических расчетов: траектории, аэродинамики, систем оснежения, орошения и других факторов, влияющих на параметры сооружения.
– Для исключения влияния оползневых процессов предусмотрены решения по инженерной защите территории склона, заключающиеся в устройстве подпорных стен, свайных полей из буронабивных свай, а также устройстве основных сооружений объекта на свайно-плитном ростверке, – добавил Алексей Косыгин.
После открытия трамплина здесь можно проводить тренировки и соревнования по прыжкам и лыжному двоеборью среди взрослых спортсменов, юниоров, мальчиков и девочек старшего возраста.
– Уникальность сооружения еще и в том, что его эксплуатация возможна в зимний и в летний периоды, – подчеркнул Алексей Косыгин. – Зимой тренировки проводятся на искусственной лыжне с намораживанием льда, гора приземления и зона выката оснежается снегогенераторами. А летом лыжня разгона, гора приземления и зона выката со специальным покрытием трамплинов непрерывно смачивается водой. Максимальное количество занимающихся в день на объекте может достигать 80 человек. После реализации проекта трамплин планируется включить в спортивный кластер «Воробьевы горы», объединяющий спортивные школы, колледжи, научные лаборатории и вузы, занимающиеся подготовкой спортсменов.
Проект нового 75-метрового трамплина
ИНТЕРЕСНО
Первый трамплин появился на Воробьевых горах в 1936 году. Он был рассчитан на прыжки длиной 40-50 метров, к настоящему времени не сохранился.
В 1953 году на склоне открылся спроектированный инженером Александром Галли комплекс из 4 трамплинов (предназначенных для прыжков на 45, 25 и 10 метров и 72-метровый трамплин, за которым закрепилось название «Большой») и кресельной канатной дороги, соединившей спортивные объекты с набережной.
На тот момент Большой трамплин был лучшим в стране и стал площадкой как союзных, так и международных состязаний. После реконструкции длина прыжка с трамплина должна увеличиться до 75 метров.