Шахтный подъем на Суворовской площади стоит уже несколько десятков лет. Сначала он обслуживал строительство «Достоевской» Люблинско-Дмитровской линии, а сейчас с его помощью поднимаются и опускаются люди и грузы на создании тринадцатой по счету станции Кольцевой линии – «Достоевской» (прежнее название – «Суворовская»). Здесь работает Наталья Корнева – машинист шахтного подъема. В этом году юбилей не только у СМУ-6, но и у нее – в августе будет 50 лет как она в организации.
В машинном отделении уютно, как дома. Горшки с растениями и несколько крупных аквариумов создают умиротворяющую атмосферу. Для обитательниц этого места работа стала вторым и любимым домом. Домашнюю атмосферу завершает единственное в своем роде – работа метростроевского слесаря – самодельное кресло, укрытое пледами. Оно крутится вокруг своей оси, меняет три разных положения и создает комфорт, так необходимый для этой сидячей работы.
«Метростроевец» уже рассказывал в июньском выпуске 2023 года о Татьяне Усановой, работающей на эстакаде. Именно в это отделение поступают сигналы от сменщицы Татьяны. Наталья Ивановна принимает сигнал и большой механизм вздыхает, с грохотом оживает. Повинуясь велению опытной женщины, крутятся барабаны, а далеко внизу клеть принимает пассажиров, грунт или стройматериалы.
– На новых машинах работать не интересно, – рассказывает ее коллега Татьяна Беляева. – Их не слышно. А эту машину чувствуешь: каждый звук, каждый шорох мотора.
– За 50 лет уже и машину чувствуешь, и людей, – добавляет Наталья.
Несовершеннолетняя Наташа после школы приехала в Москву с одноклассницей из Липецкой области. У той сестра училась в 72-ом училище и работала в УСР. Наташа с подругой поступила на плиточницу и после завершения учебы по распределению попала в СМУ-6, где и осталась на всю жизнь. А одноклассница, которая определила судьбу Натальи, распределилась в СМУ-10.
Первым объектом Натальи, как не удивительно была не станция метро, их потом будет много, а Дом Правительства России, где она занималась облицовкой.
Вскоре юную метростроевку направили в Техшколу учиться на машиниста шахтного подъема. Что это такое, она не знала, но пока училась, заинтересовалась.
Поскольку ей не исполнилось 18 лет, к машине ее подпустили не сразу. Начала она на эстакаде на «Кузнецком мосту». Там ее приняли тепло, как родную, все показали, всему научили.
О всех, с кем встречалась на трудовом пути, Наталья Ивановна говорит с особой любовью.
– Мне по жизни встречались коллективы и начальство очень хорошие, – улыбается Корнева. – У нас очень душевный директор и ребята на площадке. Особенно молодежь. Мы рядом с ними и сами молодеем.
Даже с мужем она познакомилась на работе: поехала отдыхать в метростроевский профилакторий и встретила там свою судьбу из СМУ-4. Уже 40 лет они живут вместе. Их дочь летом ездила и в дошкольный лагерь в Тучково, и в пионерский лагерь в Балабаново. Но по стопам родителей не пошла. Работает в коммерции налоговым менеджером.
В послужном списке Корневой десяток станций: «Кузнецкий мост», «Марксистская», «Менделеевская», «Серпуховская», «Чкаловская», «Достоевская», «ВДНХ», «Сретенский бульвар», «Фонвизинская», а теперь и «Суворовская». Работали много. Поднимали по 200 вагонов в сутки. Было интересно. Она трудилась на каждом участке в среднем по пять лет и на каждом остались приятные воспоминания.
Корнева и сама успела побывать в роли наставника. Много молодых девушек прошли через ее бдительный глаз в начале своего тесного знакомства с машиной, от которой зависит, поднимутся ли люди из забоя.
На первый взгляд, не сложная монотонная работа, на самом деле очень ответственная. При любых экстренных случаях последней площадку покидает машинистка. Ее задача проследить, чтобы из шахты поднялись абсолютно все.
Наталья Ивановна признается, что никогда даже не думала менять работу. Даже в тяжелые девяностые, когда многих сотрудников отправили в отпуск за свой счет, она знала, что вернется в родной Метрострой.
– Бывает, что люди всю жизнь работают, а результата труда не видят, а я еду в метро и радуюсь, что во многие станции вложена частичка моего труда, – говорит она с гордостью.