Такая большая жизнь


    verny_m_kursom_1723041087.jpg


Ровно за восемь дней до конца августа уважаемая многими на Мосметрострое Елена Максовна Сеславинская начала принимать сердечные поздравления со своим 90-летием. А звонки продолжались и на второй день, и на третий. Кроме того, далеко не все наши ветераны знают точную дату ее рождения. Не исключено, что этот номер «Метростроевца» вызовет еще немало откликов. В том числе и потому, что сверхувесистое число 90 очень плохо вяжется с историей и обликом этой замечательной женщины.


Как несокрушимо молодо смотрятся они на большой групповой фотографии, сделанной 5 марта 1963 года в нашем Дворце культуры по случаю приезда туда Юрия Гагарина. Такой сюрприз накануне Международного женского дня устроила, используя свои давние депутатские связи, Татьяна Федорова. Она и стояла посередине того памятного снимка, держа под руку первого космонавта Земли. А по другую сторону от него – Елена Сеславинская. На ту пору – главный инженер Конторы спецработ и, что не менее важно, молодая мама мальчика Саши, которому в будущем предстоит стать начальником участка нашего ТО-6. По воле случая рядом оказались одногодки. Вспомним – 90-летие Юрия Гагарина отмечалось прошлой весной…


Ту историческую групповую фотографию в «Метростроевце» перепечатывали ко Дню космонавтики в 2011 году. А первый отдельный снимок молодого специалиста Елены Сеславинской появился в нашей многотиражке 10 февраля 1959 года. К тому времени выпускница МИИТа не проработала еще и полутора лет, но уже была замечена. И кем! Небольшой очерк «Строймастер Елена Сеславинская» написала одна из зачинателей метростроевской печати Маргарита Неволина. Та самая журналистка, которая в 30-е годы наряду с производственными материалами писала о нашем аэроклубе в Малых Вяземах, где, «встали на крыло» 29 будущих Героев Советского Союза.


    Нашу нынешнюю юбиляршу газетчица разглядела 65 лет тому назад на строительстве станции метро «Ленинские горы». Разглядела и одобрила боевой характер молодой отделочницы, ее требовательность: «Нет сомнения, что и на новых станциях метро мастер Сеславинская будет работать с такой же любовью к делу».


Теперь с полным основанием можно подтвердить точность того смелого прогноза. Свою деятельную любовь к строительству метро Елена Максовна пронесла через многие десятилетия. За свой добросовестный труд она награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», несколькими медалями. Ей присвоено звание «Почетный строитель города Москвы». Самую первую и последнюю запись в ее трудовой книжке разделяет 52 года. И обе они сделаны кадровиками Мосметростроя.


Строго говоря, в продолжающейся истории нашего беспримерного строительного коллектива подобные факты отмечались уже неоднократно, более того, фиксировались стажи и до 60 лет. А вот место рождения будущей московской метростроевки, действительно, является уникальным. Девочка Лена родилась в семье сотрудника советского представительства в Англии. И жили они в Лондоне, в том городе, где в 1863 году открылась первая в мире линия метро.


Однако никакого «знака судьбы» усматривать в этом обстоятельстве не стоит. Через три года молодая семья вернулась в Москву. А там-то уже работала не заурядная подземка, а первая линия советского метрополитена. И стала новая москвичка жить в красивом здании на площади Дзержинского, на первом этаже которого был вход-выход одноименной станции метро (теперь это «Лубянка»). Именно из этого здания Лена сначала ходила в школу (в переулок за Политехническим музеем), а потом ездила в МИИТ.


Преддипломную практику она проходила в донбасском городе Славянске, а с только что полученным дипломом инженера-путейца пришла в отдел кадров Мосметростроя.


О том, как «худенькая, модная, на высоких каблуках девица» не попала к путейцам, лучше все-таки прочитать (с помощью Интернета) в очерке Саркиса Зукакянца «Елена Максимовна», напечатанном в «Метростроевце» 5 марта 1982 года. А вот приход ее в Контору спецработ – к тем метростроевцам, которые создают красоту подземных станций, стал очень важным поступком в жизни.


«Метро – это там, где красиво», – так она считала с юных лет и той же мысли придерживается до сих пор. Услышанные однажды слова главного архитектора «Метрогипротранса» Николая Шумакова о том, что нельзя экономить на архитектуре станций метро, главный инженер УСР Елена Сеславинская восприняла как непреложную истину. Работая в такой должности 12 лет, она прилагала все усилия, чтобы замыслы зодчих воплощались в жизнь. А для этого надо было и за сроками следить, и за качеством материалов, и за обновлением оснастки, и за соблюдением технологии, и за правильной расстановкой бригад.


Очень напряженным для УСР стал 1966-й год, когда состоялся пуск семи станций Таганского радиуса – от одноименной станции до «Выхино», но и сейчас Елена Максовна не может сказать, какая из этой «семерки» ей больше всего нравится или запомнилась. То же относится к четырем станциям Замоскворецкой линии, открытой в 1969 году. Как главный инженер она за все отвечала в полной мере, всё – так или иначе – пропустила через душу.


Потом был период работы в парткоме Мосметростроя. Дел у замсекретаря парткома хватало с лихвой. Но еще в беседе с Закукянцем она все-таки посетовала: заели бумаги, отчеты. Ей-то хотелось больше бывать на стройплощадках…


  Такие желания сбылись, когда Сеславинская стала в 1991 году помощником опытнейшего производственника Эзара Сандуковского, бывшего тогда заместителем начальника Мосметростроя Юрия Кошелева. Еще через некоторое время она получает новую должность – ведущий инженер Производственного отдела Управления Мосметростроя. По сути, Сеславинская стала полномочным представителем отделочников. Тогдашний директор УСР Александр Мышенков говорил про предпусковые совещания с середины 90-х и далее, что Елена Максовна там всегда была в эпицентре. И тут можно вспомнить и про пуск шести станций Люблинской линии в 1995 году, и еще трех – в следующем. А эстакадные станции Бутовской линии – это буквально как выход в новое пространство.


– Управление спецработ – это моя родина как инженера, – так сказала в одной из доюбилейных бесед Елена Максовна. И тут же назвала недавних и нынешних руководителей этой организации – Александра Мышенкова, Анатолия Петренко, Александра Бондаренко. А когда начала перечислять запомнившихся еще с конца 50-х годов знаменитых бригадиров, то долго остановиться не могла. Много их вместилось в ее большую жизнь.


Е.М. Сеславинской

Отдав полвека

Метрострою,

Вы вправе, что ни говори,

Считаться станциям

сестрою.

А их таких не две, не три,

С кем Вы делились

красотою...


Юрий Петрунин