В нашей организации со времен сооружения первой очереди метрополитена существует красивая традиция – выпускать пусковые значки к открытию новых станций. Значки изготавливаются ограниченными сериями, выдаются работникам, задействованным в строительстве той или иной станции, и в продаже отсутствуют. У каждого метростроевца есть хотя бы один памятный значок, а некоторые собирают целые коллекции. Для руководителя контракта АО «Мосметрострой» Сергея Калужского коллекционирование пусковых значков стало одним из любимых хобби.
Вместе с новым местом работы в Московском метрострое Сергей Калужский открыл для себя и необычную сферу увлечений – собирать пусковые значки.
Сегодня его коллекция украшает рабочий кабинет в Управлении на Цветном бульваре. На гобелене со схемой метрополитена, подаренном гендиректором АО «Мосметрострой» Сергеем Жуковым, набралось свыше 300 значков.
– В 2005-м я пришел в компанию – спустя два года запускалась «Трубная» на Люблинско-Дмитровской линии, – рассказал он в беседе с корреспондентом «Метростроевца». – Потом был «Сретенский бульвар»… С них началась коллекция, в которую добавлялись новые значки и старые образцы.
Среди самых ранних: «Кропоткинская», Ждановский радиус, значки в честь пусков первых трех очередей. Последние, кстати, – копии. Таких наградных значков совсем немного, достать их – особое везение! Но в музее АО «Мосметрострой», расположенном в здании управления, есть оригиналы.
– Горжусь я всеми значками. Нет такого, который мог бы выделить, – признался Сергей Калужский.
Самым «урожайным» в его коллекции стал год 85-летия организации. Тогда компания выпустила достаточно большое собрание. Состоялся в 2016-м и пуск трех станций на Люблинско-Дмитровской линии – «Бутырская, «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская».
У коллекционеров есть традиция обмениваться значками. Сергей Калужский отмечает: чаще он дарит новые образцы, чем получает.
– Однажды поменял очень редкий значок на десять, которых у меня не было в коллекции, – признался он. – Зато появился образец, посвященный запуску станции «Горьковская» (ныне – «Тверская»). Ее сейчас нет, а память осталась, отлита в металле.
К коллекции прилагаются и документы, рассказывающие о строительстве и пуске станций. «Авиамоторная», «Лефортово» – самые «свежие» примеры. В пуске этих станций непосредственно участвовал Сергей Калужский. Впереди – «Сокольники», сдача которых намечена на этот год.
Сергей Калужский сегодня входит в десятку российских коллекционеров пусковых значков. Он уверен – впереди на его схеме появятся и другие образцы, символизирующие еще один виток развития и компании, создающей станции, и самой подземки, на карте которой возникнут новые точки притяжения.
– Само собирание значков приближает к истории Мосметростроя. Часть экспонатов представлена в нашем музее, и очень здорово, что увидеть их могут все желающие, а значит, и узнать больше о том, как появилось в Москве метро, – резюмировал он. – Мы коллекционеры как хранители истории продолжим летопись компании!