en

Когда ты старше метро

На ее глазах рождалось и развивалось московское метро. Она была у истоков строительства, работала в шахте с первопро­ходчиками и создала династию метростроевцев. Ветеран СМУ-5 Зинаида Галкина в день своего столетнего юбилея поделилась самыми яркими воспоминаниями.

Как вы попали в Мосметрострой? Почему из всех дорог выбрали именно эту?

– По воле случая. После неу­дачной операции пришлось рас­прощаться с планами поступить в техникум, куда уже подала за­явление. Выжила чудом, восста­новление длилось долго, была угроза потери зрения.

Когда окрепла, сосед и друг отца позвал к ним на стройку. Так в 1935 году я попала в Мос­метрострой. Поначалу взяли учетчицей в отдел кадров. Че­рез месяц перевели работать на шахту №7-8 лебедчицей. Напра­вили на строительство наклон­ного хода «Белорусской».

Вы помните свой первый день на стройке? Что впечатлило боль­ше всего?

– Меня очень тепло встретил дружный коллектив женщин-ле­бедчиц. И я вдохновилась. Прав­да, в шахту вышла всего два раза. Потом выяснилось, что в свои 16 лет я не имею права рабо­тать под землей. На возраст при устройстве не обратили внима­ние, я была высокой и выглядела старше. Меня перевели на долж­ность секретаря в шахтком.

В чем сложность работы на стройке для женщины?

– Не было сложностей: мужчи­ны и женщины трудились на рав­ных. Все делали с энтузиазмом, выручали друг друга. Помню, как поскользнулась в шахте, вскрик­нула, а мужчины услышали. Уви­дев, что я падаю, они подставили свои куртки, поймали меня.

Еще вы побывали вожатой. Как это вышло?

– В шахткоме я проработала всего три месяца. Оттуда меня забрали в дорпрофсож на «Ком­сомольской» инструктором оргмассового отдела и направили вожатой в детский лагерь в Ру­мянцево. Воспитателей там не было. Мой первый заезд состоял из малышей лет по семь-восемь. Вели ребята себя примерно.

Вся ваша семья трудилась в Мос­метрострое. Расскажите, как за­рождалась династия?

– После смены в лагере меня снова перевели. В новом отделе познакомилась с будущим му­жем – Александром Галкиным, начинавшим на строительстве «Красносельской» проходчиком-кессонщиком. Как-то уходя в от­пуск, он оставил всем в ящиках стола сюрприз – конфеты «Миш­ка косолапый». У меня оказалось больше всех. Коллеги заметили, что мне он уделял особое внима­ние. Так и началась династия.

Детей направляла на строи­тельство метро сама, рассказы­вала, как здесь хорошо. Сыновья последовали совету. Володя ра­ботал начальником ПТО Управ­ления №157 Главтоннельме­тростроя, Николай – главным маркшейдером в СМУ-9. В Мос­метрострое наша фамилия стала синонимом надежности. За сы­новей и их воспитание меня ча­сто благодарили.

Вам довелось работать и за грани­цей. Что запомнилось?

– Я не просто сопровождала мужа в заграничных команди­ровках. В Китае меня приняли в штат посольства. В Афганиста­не начинала в отделе кадров на­шего участка, была секретарем управления посольства, затем трудилась в консульстве. Мосме­трострой строил тогда ирригаци­онный канал в Джалалабаде.

В чем ваш личный секрет долголе­тия?

– В труде. Я всегда была в дви­жении. Участвовала в соревнова­ниях. И в любых делах была от­крыта всему новому.