en

Непростой путь на север

О трудностях, с которыми столкнулись строители при возведении станций «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская», корреспонденту «Метростроевца» рассказал руководитель контракта Александр Захариков.

– Успешно завершился второй этап продления Люблинско-Дмитровской линии на север. Первый финишировал полтора года назад. В чем основное отличие нового пуска от предыдущего?

– Еще сложнее стали гидрогеологические условия проходки – прежде всего из-за реки Лихоборки, под которой прошла наша трасса. Были обводнены практически все выработки на строительстве наклонного хода «Окружной» и «Верхних Лихобор». Самое серьезное испытание выпало на долю проходчиков, когда они над СТП «Окружной» пробивали обходной кабельный коллектор. Воды набиралось более 200 кубов в час. Что-то похожее началось, когда повели кабельный коллектор под наклонным ходом. Пришлось тормозить проходку на время. А насосы не выключались, выдавая до 600 кубов воды в час. Применяли спецметоды – цементацию и химическое закрепление грунтов, через шпуры закачивали в породу спецсостав, чтобы отжимать воду. Ощутили усиленный водоприток даже проходчики ТО-6, когда вели тоннель от «Селигерской» к «Верхним Лихоборам». Им тоже потребовались специальные меры по откачке 250-300 кубов воды в час.

– На втором этапе в больших объемах применялись тоннелепроходческие механизированные комплексы?

– Да. Кроме обоих перегонных тоннелей между «Селигерской» и «Верхними Лихоборами» ТО-6 построил и тоннели за конечной станцией, включая камеры съездов и тупики. Еще больший подземный путь прошли СМУ-1. Они соединили электродепо «Лихоборы» и трассу Люблинско-Дмитровской линии. Демонтажем тоннелепроходческих комплексов занимались специалисты ТО-6, которые на 60-метровой глубине осуществили объемную выработку для правого щита. Потом аналогичную задачу решили для левого комплекса проходчики СМУ-5. Эти же коллективы горным способом про- ходили и станционные тоннели «Окружной», и отрезки перегонов.

– Как можно охарактеризовать проекты пущенных станций с пассажирской точки зрения?

– Пассажиры прежде всего обращают внимание на переходы и эскалаторы. Самые протяженные пешеходные переходы мы построили для «Селигерской». Лишь на одну сторону Дмитровки ориентирована пока станция «Верхние Лихоборы», и там путь попроще. «Окружная» построена на узкой полоске между железнодорожной насыпью и Гостиничным проездом. Там эскалаторщики СМУ-4 смонтировали ступени для четырех лент и в процессе монтажа и наладки проделали много тысяч шагов вверх-вниз по служебным железобетонным маршам. На «Верхних Лихоборах» работает эскалатор трехленточный и немного покороче. «Селигерская» сооружена как станция мелкого заложения, но она двухъярусная, а платформа находится на нижнем ярусе. Поэтому и к ней ведут эскалаторы, причем с обоих концов и по три ленты.

– Платформенные части «Окружной» и «Верхних Ли-хобор» однотипны – пилон-ные, трехсводчатые. Но ощущение непохожести все равно создается. За счет чего?

– Отделочные материалы – мрамор и гранит. Но в боковых тоннелях пилоны облицованы разным мрамором: на «Окружной» – золотисто-желтым, на «Верхних Лихоборах» – темно-красным. Для средних залов взят одинаковый камень, зато по-разному устроено освещение.

– «Селигерская» и задумана, и смотрится особняком.

– Для УСР там в одних пешеходных коридорах хватило работы. А на платформу много внимания обращали и в конце обходов, и при пуске, когда уже оригинальные скамьи появились. Там и колонны интересные – облицовка из нержавейки в сочетании с травертином.

– Судя по отзывам пассажиров, «Селигерская» им нравится. В детали они не вдаются. Если речь заходит о двух предыдущих станциях, то упор делают на нехватке вторых выходов.

– Вторые выходы у станций «Окружная» и «Верхние Лихоборы» будут. Вопрос – когда? На «Верхних Лихоборах» через несколько месяцев. Сложнее с «Окружной». Второй выход будет вести на другую сторону железной дороги Савеловского направления.