Олега Яновского, известного московского скульптора, профессора МГХПА им. С.Г. Строганова, воспитавшего целую плеяду профессиональных художников, можно назвать «метростроевцем по факту рождения». Его родители познакомились на строительстве первой очереди столичного метро. К юбилею Мосметростроя Олег Давидович подарил выставочному пространству на Цветном бульваре свою работу. Это – скульптура из дерева «Метростроевцы». Художник рассказал о родителях и собственном становлении в творчестве.
Олег Давидович, ваши и мама, и папа начинали трудовой путь на Метрострое?
Да, они работали в проходке. Удивительно, что в шахте трудилась и мама. Ее звали Сафура Арифуловна Ибрагимова. Она шла за проходчиками и ставила крепи из бревен, чтобы фиксировать пройденный тоннель. До сих пор не могу понять, как ее, такую хрупкую девушку, пустили в шахту. Мама трудилась в бригаде Полежаева, дружила с Татьяной Федоровой. Это был мир здоровых, жизнерадостных, очень молодых мужчин и женщин. К ним в Москве относились, как потом к космонавтам. Их труд был тяжелый, прокладывали тоннели в мощных плывунах, уставали, но и весело отдыхали, занимались спортом, пели песни. Восхищаюсь, сколько в них было мощи. Это люди, которые верили, что строят прекрасное будущее. Они были способны перевернуть мир.
Как-то, прослышав про маму, к ним в шахту спускался пролетарский поэт Демьян Бедный. Он взял у мамы дубовый молот, чтобы попробовать вбить одну из опор. Этот огромный мужчина, атлет взмахнул несколько раз инструментом и выронил его из рук. А мама работала целую смену каждый рабочий день.
Она родилась в Нижегородской области, татарка из села Чембулей. Веселая, активная, спортивная, красавица, пела татарские песни. Отец, Давид Владимирович, родился в украинской Знаменке. Оба откликнулись на комсомольский призыв, когда началось строительство первой очереди метро.
Мама выбрала самого красивого среди проходчиков. В Великую Отечественную войну отец служил десантником, а после войны стал студентом живописного отделения Текстильного института. Был членом Союза художников по секции плаката. Однажды мы даже участвовали с ним в одной выставке. Мама трудилась на Метрострое до моего рождения. Поступила на рабфак, и если раньше прокладывала путь для вагонов, то теперь работала с тем, чему на рельсах стоять – трудилась на вагоностроительном заводе.
Мне от родителей передалась, по- моему, бьющая через край энергия. Я искал испытаний и риска. В поисках героев своих скульптур отправлялся в самые отдаленные уголки страны – не туристом и экскурсантом, а в составе геологических экспедиций, с геофизиками. 12 таких экспедиций в тайгу и в горы за плечами. В Москве занимался хоккеем, мотокроссом. Любил, и даже инструктором стал, подводную охоту. От отца передалась тяга к творчеству. Избыток энергии нашел выход в скульптуре.
Родители Олега Яновского – Сафура Арифуловна и Давид Владимирович
Вполне понятно, почему появилась скульптура «Метростроевцы»...
Эту работу я решил посвятить своей маме, всю жизнь был изумлен тем, что она трудилась в проходке. Материалом для скульптуры выбрал красное дерево. Нашел очень большой брус – из Африки привезли – размером 1,8 метра на метр. Скульптура потом выставлялась на нескольких выставках в Москве, в центральных выставочных залах. Последние годы хранилась в моей мастерской. Теперь я передаю ее Мосметрострою, как память о моей маме и всех первопроходцах метро.
Неужели вы обратились к метростроевской тематике только единожды?
Нет. Моя работа – и мемориальная доска Василию Дементьевичу Полежаеву, установленная на стене входного вестибюля станции метро его имени – «Полежаевской». Сделать эту работу мне предложила Татьяна Викторовна Федорова, утверждали мою кандидатуру ветераны Метростроя. Никогда не забуду эту встречу. В доме на Миусской в полутемной комнате за круглым столом под абажуром меня ждали пятеро стариков. Их руки, которые они сложили перед собой, искореженные подагрой руки, многое сказали об их былых трудах в шахтах. Подняли на меня глаза, спросили: «Ты сын Сафуры? Мы сейчас будем сдавать «Полежаевскую». Наш заказ тебе – сделать мемориальную доску Полежаеву». Заказ выполнил.
Также в музеях портреты первостроителей Сергея Ионова в бронзе и Арона Боброва в граните. Кстати, вот что говорит о необычайном подъеме духа, испытанном первопроходцами метро, который был им очень дорог: все, кого я уже назвал, а также, например, Иван Вишняков и Алексей Рязанов, которые прошли войну летчикам и стали Героями Советского Союза, причем Рязанов дважды Герой, близко дружили до конца своих дней.
Также с Татьяной Викторовной вели разговоры о скульптурной композиции для одного из метростроевских зданий. По задумке, прямо в бетонной стене лестничного холла собирались вырезать два идущих навстречу друг другу коллектива за мгновение до сбойки. Наброски где-то хранятся до сих пор, но дальше них дело не пошло.
А вот работы моего учителя в Суриковском институте Матвея Генриховича Манизера – бронзовые скульптуры – стали легендарным украшением станции столичного метро «Площадь Революции».
Какими из своих работ вы особенно гордитесь?
У меня нет таких, я самоед. Это моя болячка. Ни один десяток работ сделал, 8-9 из них считаю хорошими, так как они прошли проверку временем. Когда скульптура окончена, думаю, что можно было сделать лучше. Вы знаете, у нас, скульпторов, своя «высшая математика». Вот одна из последних моих работ – памятник Владимиру Высоцкому в Дубне, куда он любил приезжать к ученым-физикам, да и первый его публичный концерт как барда состоялся именно в здешнем Дворце культуры. Памятник расценивают как очень удачный, а я бы и еще над ним поработал, над нюансами.
Ваши «Метростроевцы» выполнены в дереве, это удобный для скульптора материал?
У меня есть несколько работ в мраморе, но этот материал очень холодный, в нем нет экспрессии, которая присутствует в бронзе, дереве. Известняк – теплый и приятный в работе. Мрамор разрушается с годами, а известняк стоит веками. Дерево, отдавшее влагу, крепнет с годами.
Скульптура «Метростроевцы» в музее Управления на Цветном бульваре
СПРАВКА
Олег Давидович Яновский – член Московского Союза художников, профессор Московского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова. В 1956 году окончил Мос- ковскую среднюю художественную школу (МСХШ) с золотой медалью, в 1962 году – Государственный художественный институт имени В.И.Сурикова с отличием.
Олег Давидович – художник реалистической школы; прежде всего он яркий и талантливый портретист. Его произведения находятся в собраниях государственных музеев России, в том числе в Третьяковской галерее, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.