Главный инженер ООО «Тоннельный отряд №6» Виктор Самара посвятил строительству метро четверть века. В его послужном списке множество почетных наград, в том числе – «Почетный строитель России». В интервью «Метростроевцу» он рассказал о ярких моментах трудовой биографии.
Виктор Михайлович, вы родились в украинском городе Луганске, как судьба привела вас в Якутию?
Я потомственный горняк. Мой отец работал на шахте в Луганске, имеет три знака «Шахтерская слава» трех степеней. В Якутию переехали, когда я был маленький, на новую угольную шахту Джебарики-Хайя, где только осваивали месторождение. Здесь провел детство, окончил школу, начал трудовой путь. Отсюда же был призван на службу, которая проходила в Заполярье в погранвойсках. Выходили в море. Стояли на заставах. После демобилизации вернулся в родной поселок к работе в шахте. Начинал токарем.
От шахты получил направление поступать в Московский горный институт. На место по специальности «Разработка месторождений» в те времена было до двенадцати претендентов. В основном, конечно, поступали мужчины. Девушек брали мало, только для работы в НИИ, чтобы знали терминологию и разбирались в процессах. Практику проходил в разных регионах нашей страны: на Кавказе, в Карачаево- Черкессии, на Кузбассе и в Воркуте. После института уехал обратно в Джебарики- Хайя, работал на шахте следующие десять лет горным мастером, заместителем начальника участка и начальником участка.
Чем запомнилась жизнь на севере?
Я жил на большой реке Алдан, это приток Лены. Занимался рыбалкой и подводной охотой. Тайга, лес, взял ружье и пошел на охоту. Такие мужские занятия, которые были в те дефицитные времена не развлечением, а скорее необходимостью. Климат там с резкими температурными перепадами, с коротким жарким летом и очень холодной зимой, доходило до 68 градусов мороза. В нашем поселке была хорошая инфраструктура, все, что нужно для жизни, – спортзал, дом культуры, кафе, музыкальная школа. Люди жили полноценной жизнью. После 90-х многие уехали, в том числе и я.
Почему оставили Джебарики-Хайя и переехали в Москву?
В 1991 году угольная промышленность начала стагнировать. Я доработал до 1994 года и решил переехать в столицу, где жил во время учебы. Первые полгода было очень непривычно из-за быстрого ритма города. На севере жизнь более размеренная. А здесь долго не понимал, почему день только начался и уже закончился.
Случайно узнал, что тоннельному отряду требуются кессонщики для работы на ТПМК «Вайсс унд Фрайтаг» с гидропригрузом. Решил начать с нуля, несмотря на то, что на севере работал итээром. Взяли меня горным мастером с учетом кессонных работ. После «Вайсс унд Фрайтаг» был ЩН-1. В 2001-м появился у ТО-6 ТПМК Lovat, названный «Клавдией». Осваивали эту технику с колен, прошли первые тоннели на Бутовской линии. Тогда же меня назначили заместителем, а с 2015 года – главным инженером ТО-6.
Кто стал для вас наставником и примером в Тоннельном отряде?
Принцип работы в шахте один, но добыча угля и метростроение имеют большие различия. Пришлось многому учиться в процессе, вникать. Список людей, кто был примером и помогал, будет огромен. Например, главный инженер ТО-6 Георгий Макаревич, Сергей Бочаров, коллеги из других СМУ. Мне вообще везло с коллегами в Мосметрострое. Здесь много серьезных специалистов.
Вы принимали участие в строительстве многих объектов, какой запомнился больше всего?
Занимались строительством разных объектов, в том числе домов, транспортных тоннелей и развязок – Кутузовской и Ленинской. Каждый объект уникален, интересен, рутинно одинаковых не бывает, везде свои нюансы. Запомнилось строительство котлована для Лефортовского тоннеля, впервые использовали метод обратной бетонировки. Очень сложной стала проходка от «Верхних Лихобор» до «Селигерской». А станции метро для меня как дети. Не могу выделить и сказать, что кто-то любимый. Даже среди тех, что строили в 90-е, где нет архитектуры – «Печатники», «Люблино», «Волжская». Такие были возможности, и архитектор так увидел.
Что для вас ТО-6?
Это дом, где я провожу большую часть жизненного времени. В январе исполнилось 25 лет, как я здесь. Как и в любом доме, у нас бывает и хорошо и не очень. Со всеми поддерживаю товарищеские отношения. При этом четко понимаю требования руководителя ко мне и требования к своим подчиненным. У нас команда, где приветствуется инициатива. При обсуждении задач много спорим, обсуждаем, находим правильное решение, а потом воплощаем его в жизнь на объектах. Стараемся внедрять новые технологии, облегчать ручной труд.
В ТО-6 много молодых специалистов. Это грамотные, умные, ответственные, желающие работать ребята. Многие моложе сорока, при этом уже профессионалы с большим опытом. Они для меня сумасшедшая помощь.
О чем мечтаете в будущем?
Мечтаю, чтобы был мир во всем мире, чтобы люди улыбались. Стараюсь видеть позитив в каждой мелочи. Мне повезло с делом, которым занимаюсь в жизни. Люблю горную работу, спускаться в шахту. Это сложно понять постороннему, когда грязь, вода, нет комфорта, но тебе хорошо.
Как отвлекаетесь от работы?
Люблю путешествовать, видеть все новое. Пляжный отдых не для меня, всегда с собой беру снаряжение для рыбалки и подводной охоты. Направление не имеет значения. Хотя всегда с теплотой вспоминаю север, несмотря на морозы, ветер и комаров. Самый большой улов – треска на 23 кг. Рыбачили с товарищами в Норвегии.