en

Станции для меня как дети

Главный инженер ООО «Тоннельный отряд №6» Виктор Самара посвятил строи­тельству метро четверть века. В его послужном списке множество почетных на­град, в том числе – «Почетный строитель России». В интервью «Метростроевцу» он рассказал о ярких моментах трудовой биографии.


Виктор Михайлович, вы родились в укра­инском городе Луганске, как судьба при­вела вас в Якутию?

Я потомственный горняк. Мой отец работал на шахте в Луганске, имеет три знака «Шахтерская слава» трех степеней. В Якутию переехали, когда я был малень­кий, на новую угольную шахту Джеба­рики-Хайя, где только осваивали место­рождение. Здесь провел детство, окончил школу, начал трудовой путь. Отсюда же был призван на службу, которая проходи­ла в Заполярье в погранвойсках. Выходи­ли в море. Стояли на заставах. После де­мобилизации вернулся в родной поселок к работе в шахте. Начинал токарем.

От шахты получил направление посту­пать в Московский горный институт. На место по специальности «Разработка ме­сторождений» в те времена было до две­надцати претендентов. В основном, конеч­но, поступали мужчины. Девушек брали мало, только для работы в НИИ, чтобы зна­ли терминологию и разбирались в процес­сах. Практику проходил в разных регионах нашей страны: на Кавказе, в Карачаево- Черкессии, на Кузбассе и в Воркуте. По­сле института уехал обратно в Джебарики- Хайя, работал на шахте следующие десять лет горным мастером, заместителем на­чальника участка и начальником участка.

Чем запомнилась жизнь на севере?

Я жил на большой реке Алдан, это при­ток Лены. Занимался рыбалкой и подводной охотой. Тайга, лес, взял ружье и пошел на охоту. Такие мужские занятия, которые были в те дефицитные времена не развле­чением, а скорее необходимостью. Климат там с резкими температурными перепа­дами, с коротким жарким летом и очень холодной зимой, доходило до 68 градусов мороза. В нашем поселке была хорошая инфраструктура, все, что нужно для жиз­ни, – спортзал, дом культуры, кафе, му­зыкальная школа. Люди жили полноцен­ной жизнью. После 90-х многие уехали, в том числе и я.

Почему оставили Джебарики-Хайя и пе­реехали в Москву?

В 1991 году угольная промышленность начала стагнировать. Я доработал до 1994 года и решил переехать в столицу, где жил во время учебы. Первые полгода было очень непривычно из-за быстрого рит­ма города. На севере жизнь более разме­ренная. А здесь долго не понимал, поче­му день только начался и уже закончился.

Случайно узнал, что тоннельному от­ряду требуются кессонщики для работы на ТПМК «Вайсс унд Фрайтаг» с гидро­пригрузом. Решил начать с нуля, несмо­тря на то, что на севере работал итээром. Взяли меня горным мастером с уче­том кессонных работ. После «Вайсс унд Фрайтаг» был ЩН-1. В 2001-м появился у ТО-6 ТПМК Lovat, названный «Клавди­ей». Осваивали эту технику с колен, прош­ли первые тоннели на Бутовской линии. Тогда же меня назначили заместителем, а с 2015 года – главным инженером ТО-6.

Кто стал для вас наставником и приме­ром в Тоннельном отряде?

Принцип работы в шахте один, но до­быча угля и метростроение имеют боль­шие различия. Пришлось многому учить­ся в процессе, вникать. Список людей, кто был примером и помогал, будет огромен. Например, главный инженер ТО-6 Геор­гий Макаревич, Сергей Бочаров, коллеги из других СМУ. Мне вообще везло с кол­легами в Мосметрострое. Здесь много се­рьезных специалистов.

Вы принимали участие в строитель­стве многих объектов, какой запомнил­ся больше всего?

Занимались строительством разных объектов, в том числе домов, транспорт­ных тоннелей и развязок – Кутузовской и Ленинской. Каждый объект уникален, ин­тересен, рутинно одинаковых не бывает, везде свои нюансы. Запомнилось стро­ительство котлована для Лефортовского тоннеля, впервые использовали метод об­ратной бетонировки. Очень сложной ста­ла проходка от «Верхних Лихобор» до «Се­лигерской». А станции метро для меня как дети. Не могу выделить и сказать, что кто-то любимый. Даже среди тех, что строили в 90-е, где нет архитектуры – «Печатники», «Люблино», «Волжская». Такие были воз­можности, и архитектор так увидел.

Что для вас ТО-6?

Это дом, где я провожу большую часть жизненного времени. В январе испол­нилось 25 лет, как я здесь. Как и в любом доме, у нас бывает и хорошо и не очень. Со всеми поддерживаю товарищеские от­ношения. При этом четко понимаю тре­бования руководителя ко мне и требова­ния к своим подчиненным. У нас команда, где приветствуется инициатива. При об­суждении задач много спорим, обсужда­ем, находим правильное решение, а по­том воплощаем его в жизнь на объектах. Стараемся внедрять новые технологии, облегчать ручной труд.

В ТО-6 много молодых специалистов. Это грамотные, умные, ответственные, желающие работать ребята. Многие мо­ложе сорока, при этом уже профессиона­лы с большим опытом. Они для меня су­масшедшая помощь.

О чем мечтаете в будущем?

Мечтаю, чтобы был мир во всем мире, чтобы люди улыбались. Стараюсь видеть позитив в каждой мелочи. Мне повезло с делом, которым занимаюсь в жизни. Люблю горную работу, спускаться в шахту. Это сложно понять постороннему, когда грязь, вода, нет комфорта, но тебе хорошо.

Как отвлекаетесь от работы?

Люблю путешествовать, видеть все но­вое. Пляжный отдых не для меня, всег­да с собой беру снаряжение для рыбалки и подводной охоты. Направление не имеет значения. Хотя всегда с теплотой вспоминаю север, несмотря на морозы, ветер и комаров. Самый большой улов – треска на 23 кг. Рыба­чили с товарищами в Норвегии.