Генеральный директор ООО «Тоннель-2001» Илья Геворгизов возглавляет компанию с 2011 года. Под его руководством предприятие осваивает новые направления работы. В интервью нашей газете он рассказал, какое событие станет важнейшей вехой его 60-летия.
1984 год. Геворгизов на строительстве БАМа
Илья Викторович, вы родились и выросли в Средней Азии. Как в свои 17 лет попали в Москву?
– Я родился в городе, который работал на оборону нашей страны. Здесь собирали лучших специалистов, сюда же приехали мои родители. Мы с сестрой были продвинутыми детьми, изучали английский с первого класса. До Москвы летали трехчасовые прямые рейсы. Сестра уехала учиться, и я за ней.
Почему решили поступать именно в МИИТ?
– По практическим соображениям. При зачислении стопроцентно давали общежитие. Поступил на факультет «Мосты и тоннели». Жилье получил на улице Образцова. Прожил там пять лет. Здесь познакомился с будущими друзьями по метростроению. Со временем влюбился в профессию, ставшую моей жизнью.
После института вы работали в Мостоотряде №67. Вам было 23 года, а вы уже руководили строительством крупного моста. Что это был за проект? Как коллеги и подчиненные относились к такому молодому начальнику?
– Сейчас молодежь узнает географию по туристическим маршрутам. Я своими пятками истоптал всю Среднюю Азию. Строил мосты от Красноводска на Каспии, до Оша в Киргизии. Первое распределение получил в Мостотрест №7 города Ташкент. Начинал в качестве мастера.
Все объекты, на которых мне пришлось трудиться, были очень интересны. Работал на мостах через Сыр-Дарью в Чиназе и Ходженте, через Амур-Дарью в Термезе.
Но самой знаковой стала работа в горах. Мне 23 года, до ближайшего населенного пункта около 50 км, срок – четыре месяца, задача – построить пятипролетный мост. Сложные по тяжести конструкции, питьевую воду в бочках – все доставляли через Шахристанский перевал Тянь-Шаня. Но эта работа воспитала меня, раскрыла. После нее любые невзгоды казались пустяком.
Со мной были две бригады рабочих, людей подбирал сам. Уже тогда понимал, что все дело именно в людях, в умении с ними разговаривать. Мне, мальчишке 23-х лет, верили и шли за мной.
Вы два года служили на строительстве восточного участка БАМа. Какую конкретно часть этой гигантской железной дороги вы сооружали? Какая у вас была должность и что входило в ваши обязанности?
– На восточный участок БАМа меня направили в 25 лет в должности старшего лейтенанта. Кадровые офицеры разбегались с этой тяжелой работы. Оставались мы – «двухгодичники», служившие по два года. Именно такой срок мне дали на сооружение станции Дугда. Мороз минус сорок, а мы вшиваем стрелочные переводы. Но я справился.
Почему потом вы отправились в Среднюю Азию и проработали там целых 6 лет? Тянуло ближе к родине?
– Надоели морозы. В то время уже появились хорошие связи в мостоотрядах, мне предложили возглавить комплексный отдел в проектном институте. Работа оказалась необычной, интересной. В отделе были геодезисты, геологи. Делали изыскания, проектировал серпантины, мосты, тоннели. Когда началась война, институт свернули.
Вы жили в разных городах по всей стране, а какой считаете своим любимым и почему?
– Конечно, Москва. Без нее не могу. В отпуске за две недели я начинаю скучать.
Какие объекты построены в период работы в Мосметрострое?
– В Мосметрострой пришел в 1991 году. В то время компания переживала непростые времена. Руководство менялось, директора СМУ пытались удержать коллективы от развала, а мы строили.
При моем личном участии создано много серьезных объектов, в том числе – 32 км тоннелей, уникальные Серебряноборские тоннели, станция «Тропарево», которую сдавал лично.
Тоннель-2001 изначально создавался для строительства транспортных тоннелей. С какими объектами еще приходилось иметь дело?
– Тоннель-2001 создавали из лучших кадров Мосметростроя. В коллектив вошли разные люди, но все – профессионалы. Со временем он сплотился. В 2011 году существование компании оказалось под вопросом. Часть сотрудников не была обеспечена работой. Тогда я воспользовался выпавшим шансом сохранить организацию и взялся за строительство дамбы на берегу Балтийского моря в Санкт- Петербурге. Сейчас мы помимо всего занимаемся благоустройством.
Приходилось ли вам дополнительно учиться?
– Дополнительно в Московском горном институте закончил экономический факультет. Защитил диплом в 2008-м.
Вы прошли путь от простого мастера до генерального директора. Какой совет вы бы дали начинающим метростроевцам?
– Верить людям. Верить рабочему человеку и основываться на нем. Еще один совет, которому я следую, дал староста моей группы в студенческие годы. Самое главное – четко выполнять свои обязанности и идти к цели, тогда ты в любой профессии добьешься успеха. Невозможно решить проблему, ничего не делая, сидя на стуле, ворча на правительство и дворников.
Не скучаете по работе на площадке? Часто ли вы, будучи гендиректором, лично осматриваете ход строительства?
– Порой устаю от кабинетов. Осмотры провожу часто, хотя директор этого делать не должен. Иначе он станет оскоминой, мешая замам решать свои производственные задачи.
Свой 55-й юбилей вы встретили уже в должности гендиректора Тоннеля-2001. В тот день, 1 октября 2014 года, организация завершила проходку перегонного тоннеля между «Саларьево» и «Румянцево. Ждете ли крупных производственных свершений на фоне своего 60-летия?
– Станцию «Лефортово» должны сдать. Тоннель-2001 там с самого начала. Зашли туда в ноль, вынесли сеть, начали строительство, пробили шесть тоннелей. Сейчас заканчиваем, не сплю ночами. Но это моя работа, которую не любить невозможно. Когда идешь ночью перед пуском, запах новой станции неповторим.