en

«авиамоторная» и «лефортово» открылись для пассажиров

Несмотря на сложные для страны времена, метростроевцы продолжают возводить новые объекты столичного метрополитена. 27 марта для пассажиров открылись две станции Большой кольцевой линии (БКЛ) – «Авиамоторная» и «Лефортово».

1 полоса - Изнутри - 1.jpg

Платформа «Авиамоторной» в день открытия

На торжественной церемонии откры­тия новых станций присутствовал мэр Москвы Сергей Собянин. Вместе с ним первые пассажиры оценили их удобство и дизайн.

– Давайте помнить: метро в Москве строили и открывали всегда, даже в самые тяжелые годы. И сегодня мы не будем сво­рачивать реализацию этого масштабного проекта, который закладывает фундамент развития города на десятилетия вперед, – подчеркнул глава столицы.

«Авиамоторная» и «Лефортово» вре­менно будут функционировать как про­должение Некрасовской линии метро­политена. Позднее в составе участков «Нижегородская» – «Авиамоторная» и «Авиамоторная» – «Электрозаводская» их включат в Большую кольцевую.

ОБРУЧИЛИ С ЖЕЛТОЙ

Новая «Авиамоторная» объединила Большую кольцевую с Калининско-Солн­цевской линией на востоке. Тематика оформления станции соответствует на­званию. На потолке изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитиру­ет и множество светодиодных и неоно­вых светильников из алюминия. Колонны на платформе повторяют форму деталей самолета, потолки из реечных панелей создают ощущение воздушных потоков. Монохромная гамма подчеркивает тор­жество технического прогресса.

– Вот такой необычной станцией «об­ручили» Большое кольцо и Калининско- Солнцевскую линию, – говорит замести­тель главного инженера СМУ-1 Владимир Чуднецов. – Начинали с участка дороги, который получили более трех лет назад. И со снесенного рынка. Тогда огороди­ли площадку и занялись переносом ком­муникаций. Подземных сетей оказалось в этой части города много, – продолжает он, – поэтому их вынос оказался самым сложным этапом при строительстве «Авиамоторной» Большого кольца.

В феврале 2017-го приступили к сооружению северного вестибюля, а уже в сентябре под землей стартовали первые про­ходческие комплексы, соединившие «Авиамоторную» и «Лефортово». Строительство перегонов между «Авиамоторной» и ее со­седями по новой кольцевой длилось два года и завершилось в прошлом июне сооружением правого перегонного тоннеля от станции «Нижегородская». Тогда же строители взялись за отделку платформы, и «Авиамоторная» стала обретать свой облик.

1 полоса - Изнутри - 3.jpg

Светильники в форме следов от самолета на потолке «Авиамоторной»

В конце 2019 года состоялся техни­ческий пуск, первый поезд проехал от «Авиамоторной» до «Лефортово» Боль­шой кольцевой линии. Спустя три месяца станция принимает пассажиров. Террито­рию вокруг благоустроили: гранитом за­мощены тротуары, разбиты газоны, уста­новлены скамейки, светильники и урны.

ВДОХНОВИЛИСЬ ГРАФСКИМ ДВОРЦОМ

У соседней станции «Лефортово» пе­ресадки не предусмотрено. Но строилась она не менее сложно, чем «Авиамотор­ная». На работы ушло более четырех лет. Основные трудности были при проходке под железнодорожными путями Казан­ского направления. Устанавливали спе­циальные страховочные пакеты, чтобы не допустить проседания или перекоса рель­сов. Сооружение ограждающих конструк­ций котлована под вестибюль затрудня­лось наличием крепкого известняка. При строительстве притоннельных сооружений столкнулись с большим водоприто­ком, применяли специальные методы. Проходка всех тоннелей заняла два года. Начали в августе 2016-го, а финальную эстафету принимали в августе 2018-го, когда завершилось строительство левого перегона от «Лефортово» в сторону «Авиамоторной».

1 полоса - Изнутри - 4.jpg

Павильон «Лефортово» рядом с кинотеатром «Спутник»

В 2019-м после возведения основ­ных монолитных конструкций станции приступили к отделке. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом исто­рическом наследии района Лефортово, в честь которого и названа станция.

На стенах вестибюля появилось чер­но-белое декоративное панно площадью около 40 квадратных метров. На нем изо­бражено здание дворца Франца Лефорта в своем первоначальном виде, отражаю­щееся в водной глади реки Яузы. Гераль­дические символы фамильного герба ди­настии Лефортов появились в потолочном панно вестибюля. Диаметр изображения составил около пяти метров.

– Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильника­ми, ее создание было особенно трудоем­ким процессом, – вспоминает начальник участка №1 УСР Иван Сопов. – Для нача­ла пришлось смонтировать леса, причем сделать это на уже установленных ранее эскалаторах. Вести работы в таких усло­виях было непросто, но нам удалось вос­произвести все детали художественной задумки, включая геральдические симво­лы фамильного герба графа: слона и ры­царский шлем.

При отделке станционного комплек­са использовали белый мрамор на на­клонных ходах и в кассовом зале, черный гранит и фибробетон – при отделке ве­стибюля. Нашли свое место и более совре­менные материалы – габродиабаз и алю­миниевые панели.

Территорию вокруг станции «Лефор­тово» также благоустроили. Появились но­вые пешеходные дорожки и подсветка.

1 полоса - Изнутри - 5.jpg

Одна из первых пассажирок со своим корги на «Авиамоторной»

СПРАВКА

Архитектор «Авиамоторной» и «Лефор­тово» – Леонид Борзенков, руководитель мастерской Архитектурного отдела ОАО «Метрогипротранс».

В строительстве станций принимали участие:

«Авиамоторная»

ТО-6, Тоннель-2001, СМУ-1, УММ, СМУ-6, СМУ-9, СМУ-12, СМУ-24, УСР, СМС

«Лефортово»

ТО-6, Тоннель-2001, УММ, СМУ-9, СМУ-24, УСР, СМС

КСТАТИ

На базе станции «Авиамоторная» бу­дет создан транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий комфортную пересадку на железнодорожную платформу «Авиамоторная» Казанского направления Московской железной дороги (МЦД-3).