Несмотря на сложные для страны времена, метростроевцы продолжают возводить новые объекты столичного метрополитена. 27 марта для пассажиров открылись две станции Большой кольцевой линии (БКЛ) – «Авиамоторная» и «Лефортово».
Платформа «Авиамоторной» в день открытия
На торжественной церемонии открытия новых станций присутствовал мэр Москвы Сергей Собянин. Вместе с ним первые пассажиры оценили их удобство и дизайн.
– Давайте помнить: метро в Москве строили и открывали всегда, даже в самые тяжелые годы. И сегодня мы не будем сворачивать реализацию этого масштабного проекта, который закладывает фундамент развития города на десятилетия вперед, – подчеркнул глава столицы.
«Авиамоторная» и «Лефортово» временно будут функционировать как продолжение Некрасовской линии метрополитена. Позднее в составе участков «Нижегородская» – «Авиамоторная» и «Авиамоторная» – «Электрозаводская» их включат в Большую кольцевую.
ОБРУЧИЛИ С ЖЕЛТОЙ
Новая «Авиамоторная» объединила Большую кольцевую с Калининско-Солнцевской линией на востоке. Тематика оформления станции соответствует названию. На потолке изображен облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитирует и множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия. Колонны на платформе повторяют форму деталей самолета, потолки из реечных панелей создают ощущение воздушных потоков. Монохромная гамма подчеркивает торжество технического прогресса.
– Вот такой необычной станцией «обручили» Большое кольцо и Калининско- Солнцевскую линию, – говорит заместитель главного инженера СМУ-1 Владимир Чуднецов. – Начинали с участка дороги, который получили более трех лет назад. И со снесенного рынка. Тогда огородили площадку и занялись переносом коммуникаций. Подземных сетей оказалось в этой части города много, – продолжает он, – поэтому их вынос оказался самым сложным этапом при строительстве «Авиамоторной» Большого кольца.
В феврале 2017-го приступили к сооружению северного вестибюля, а уже в сентябре под землей стартовали первые проходческие комплексы, соединившие «Авиамоторную» и «Лефортово». Строительство перегонов между «Авиамоторной» и ее соседями по новой кольцевой длилось два года и завершилось в прошлом июне сооружением правого перегонного тоннеля от станции «Нижегородская». Тогда же строители взялись за отделку платформы, и «Авиамоторная» стала обретать свой облик.
Светильники в форме следов от самолета на потолке «Авиамоторной»
В конце 2019 года состоялся технический пуск, первый поезд проехал от «Авиамоторной» до «Лефортово» Большой кольцевой линии. Спустя три месяца станция принимает пассажиров. Территорию вокруг благоустроили: гранитом замощены тротуары, разбиты газоны, установлены скамейки, светильники и урны.
ВДОХНОВИЛИСЬ ГРАФСКИМ ДВОРЦОМ
У соседней станции «Лефортово» пересадки не предусмотрено. Но строилась она не менее сложно, чем «Авиамоторная». На работы ушло более четырех лет. Основные трудности были при проходке под железнодорожными путями Казанского направления. Устанавливали специальные страховочные пакеты, чтобы не допустить проседания или перекоса рельсов. Сооружение ограждающих конструкций котлована под вестибюль затруднялось наличием крепкого известняка. При строительстве притоннельных сооружений столкнулись с большим водопритоком, применяли специальные методы. Проходка всех тоннелей заняла два года. Начали в августе 2016-го, а финальную эстафету принимали в августе 2018-го, когда завершилось строительство левого перегона от «Лефортово» в сторону «Авиамоторной».
Павильон «Лефортово» рядом с кинотеатром «Спутник»
В 2019-м после возведения основных монолитных конструкций станции приступили к отделке. Монохромные тематические рисунки в кассовом зале и вестибюле напоминают о богатом историческом наследии района Лефортово, в честь которого и названа станция.
На стенах вестибюля появилось черно-белое декоративное панно площадью около 40 квадратных метров. На нем изображено здание дворца Франца Лефорта в своем первоначальном виде, отражающееся в водной глади реки Яузы. Геральдические символы фамильного герба династии Лефортов появились в потолочном панно вестибюля. Диаметр изображения составил около пяти метров.
– Картину поместили в потолочную нишу со встроенными светильниками, ее создание было особенно трудоемким процессом, – вспоминает начальник участка №1 УСР Иван Сопов. – Для начала пришлось смонтировать леса, причем сделать это на уже установленных ранее эскалаторах. Вести работы в таких условиях было непросто, но нам удалось воспроизвести все детали художественной задумки, включая геральдические символы фамильного герба графа: слона и рыцарский шлем.
При отделке станционного комплекса использовали белый мрамор на наклонных ходах и в кассовом зале, черный гранит и фибробетон – при отделке вестибюля. Нашли свое место и более современные материалы – габродиабаз и алюминиевые панели.
Территорию вокруг станции «Лефортово» также благоустроили. Появились новые пешеходные дорожки и подсветка.
Одна из первых пассажирок со своим корги на «Авиамоторной»
СПРАВКА
Архитектор «Авиамоторной» и «Лефортово» – Леонид Борзенков, руководитель мастерской Архитектурного отдела ОАО «Метрогипротранс».
В строительстве станций принимали участие:
«Авиамоторная»
ТО-6, Тоннель-2001, СМУ-1, УММ, СМУ-6, СМУ-9, СМУ-12, СМУ-24, УСР, СМС
«Лефортово»
ТО-6, Тоннель-2001, УММ, СМУ-9, СМУ-24, УСР, СМС
КСТАТИ
На базе станции «Авиамоторная» будет создан транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий комфортную пересадку на железнодорожную платформу «Авиамоторная» Казанского направления Московской железной дороги (МЦД-3).