en

Я испытываю безграничное уважение к тем, кто работает под землей

2 полоса - От первого лица.jpg

Генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков о прошедшей пятилетке и планах компании на будущее. Как встречает компания свое 90-летие.

Сергей Анатольевич, это уже второй юбилей Мосметростроя под Вашим ру­ководством. Что поменялось, на Ваш взгляд, за последние пять лет в деятель­ности компании?

Когда отмечали 85-летие со дня осно­вания Мосметростроя, я возглавлял ком­панию всего два года. Это был сложный, в какой-то степени судьбоносный период для организации. Однако строительство не прерывалось. В 2014–2016 годах мы открыли три новые станции на Соколь­нической линии – «Тропарево», «Румян­цево» и «Саларьево», готовились к сдаче первого пускового участка Люблинско-Дмитровской линии. С моей точки зрения, основным достижением с прошлого юби­лея является то, что мы нашли решение по выводу компании из состояния банкротства, тем самым сохранив Мосметро­строй. Сделка проходила как раз в конце 2016 года, а завершили ее в 2017-м. Если бы мы не нашли этого пути, то скорее все­го не было бы и 90-летия.

Сегодня Мосметрострой по-прежнему остается лидером метро- и тоннелестроения в стране, и недавнее по­здравление коллективу и ветеранам ком­пании от Президента РФ Владимира Путина тому подтверждение. Это наша общая большая заслуга, мы к этому долго шли, и трудовые достижения метростро­ителей отмечены первым лицом государ­ства. За последние пять лет нам удалось стабилизировать финансовое положении и обеспечить сотрудникам уверенность в завтрашнем дне. Еще одним шагом по укреплению компании стало подписание производственного плана с правитель­ством города. Сначала на три года, потом на пять. Это производственный портфель заказов и, соответственно, финансовые гарантии. Сейчас мы реализуем постав­ленные контрактом задачи. Уже открыто шесть станций метро на Люблинско-Дмитровской линии от «Бутырской» до «Се­лигерской», три на Большой кольцевой – «Авиамоторная», «Лефортово» и «Элек­трозаводская», а также совместно с Ингеокомом станция «Савеловская». Помимо Мос-квы нашими силами модернизиро­ван тоннель имени Сталина во Владиво­стоке, завершен капитальный ремонт пер­вой очереди Амурского тоннеля, огромную работу провели в Сербии по строительству тоннелей «Чортановцы». Такими знаковы­ми событиями мы подводим итоги про­шедших пяти лет. За это время строитель­ство метро в Москве сдвинулось с мертвой точки, когда запускалось по одной-две станции в год, а у нас появились объемы, а значит, и выручка. Произошли измене­ния и в структуре группы компаний Мос­метростроя. Из 64 предприятий осталось 38 подразделений. Эта оптимизация по­зволила сократить накладные расходы, по­высить эффективность и производитель­ность труда со 170 000 рублей на человека до 280 000 в среднем.

Как Вы оцениваете компанию сегодня? Насколько она современна с точки зре­ния менеджмента и технического осна­щения? Что бы хотелось привнести еще?

Если говорить о современных техно­логиях, то по 10-балльной шкале Мос­метрострой находится где-то в середине. Связано это с разными причинами. Стро­ительство метро – сложный процесс, рабо­та под землей. Но мы стремимся исполь­зовать все технические новинки, которые в нашу сферу сейчас стремительно продви­гаются. Например, программа БИМ. Проек­тировщику достаточно заложить первона­чальные параметры, а программа выдаст график финансирования, сроки и сама бу­дет контролировать процесс, сигнализируя, если приближаются контрольные точки. Сегодня существуют инструменты, стиму­лирующие качественное выполнение работ в срок. Так мы добились премии за ввод в размере 2% от контракта. Но они выпла­чиваются, если соблюдены все условия, цена договора и сроки. Если что-то упу­щено, то применяются штрафные санкции. Нам есть к чему стремиться. Внутри так­же стараемся все оптимизировать. Во всех подразделениях внедрен электронный до­кументооборот, что избавило от лишней макулатуры, а наличие смартфонов позво­ляет быть на связи из любой точки при на­личии телефона и расходовать свое время более эффективно.

Какие, на Ваш взгляд, сильные стороны есть у современного Мосметростроя, от­личающие компанию от конкурентов?

Первая – это коллектив, начиная от разнорабочего, проходчика и машини­ста, заканчивая начальником участка и руководителями. У нас производ­ство, где люди все делают своими руками и видят результаты труда. Вторая отли­чительная черта – профессионализм. На­пример, во всем, что связано с горным делом. Некоторые сотрудники вырос­ли в руководителей, главных инженеров, прошли весь путь с нуля. И честно говоря, есть с чем сравнить с точки зрения кон­курентов. У нас ни разу не было ни одной серьезной аварии. Я как руководитель вижу, что люди, работающие у нас, про­фессионально относятся к своему делу и хорошо понимают все тонкости. Третья – правильная инженерная мысль в виде сво­бодного творчества. Когда мы начинали реализацию подписанного плана по стро­ительству метро до 2025 года, все понима­ли, что это работа с чистого листа. Человек спускается под землю, перед ним стоит за­дача пройти из точки А в точку Б: напри­мер, соорудить подходную штольню, ос­новной тоннель, а попутно решить, каким способом закрепить грунты, создать об­делку, распорную систему, нагнетание це­мента в заобделочное пространство. Это и без чертежей все понимают. Но на прак­тике зачастую это перетекает в творческий процесс, так как под землей могут быть не­ожиданности. Также сильная сторона – му­жество и героизм наших работников. Стро­ительство метро – это тяжелейший труд, особенно для тех, кто в забое. Я испытываю безграничное уважение и благодарность к тем, кто каждый день начинает свой ра­бочий день в шахте.

Какое самое яркое десятилетие для Вас в истории Мосметростроя? И что в ней Вас вдохновляет и заставляет по- особенному гордиться компанией?

Когда мы прорабатывали архитектур­ный облик «Сокольников» Большой коль­цевой по каждому десятилетию, мы под­бирали статистику по руководителям разных лет, кто сколько станций постро­ил. Рекордсменом оказался Василий Де­ментьевич Полежаев, при нем было откры­то 43 станции метро. Говоря о начальниках Мосметростроя, я всегда восхищаюсь: каж­дый из них это легенда, внесшая частичку себя, своих знаний и опыта в то, чем мы сегодня гордимся. Я имел честь застать в живых Юрия Анатольевича Кошелева, которому принадлежит фраза «Моя жизнь вся метростроевская». Спустя восемь лет работы в компании я могу сказать также, что и моя жизнь вся метростроевская.

Какие перспективы у Московского метростроя в будущем? Каких проектов ждать?

Пятилетку завершили. Уверен, встре­тим и 95 лет, и 100 лет. До конца текущего года должны согласовать с правительством Москвы дальнейшие производственные планы предприятия. В Москве продол­жается активное развитие метрополите­на, в перспективе строительство Бирюлев­ской линии на юге с десятью станциями, Рублево-Архангельской на западе с ше­стью станциями, три станции в центре – «Волхонка», «Плющиха» и «Деловой центр» Калининско-Солнцевской, несколько стан­ций на радиальных ветках – «Гольяново», следующая за «Щелковской» Арбатско-По­кровской линии и «Южнопортовая» Замо­скворецкой линии, которая расположит­ся рядом с новыми жилыми кварталами и детским парком «Остров мечты». Рас­сматривается и сооружение новой линии в ТиНАО до Троицка.

В перспективу закладываем и даль­нейшую совместную работу с Москов­ским метрополитеном. По аналогии с Филевской линией многие линии со временем нуждаются в капитальном ре­монте, а где-то и в реконструкции. На­пример, Сокольническая линия, откры­тая в 1935 году. Подземные воды не щадят ни бетон, ни кирпич. Устарели и кабельные линии.

Большие перспективы вижу в раз­витии сотрудничества с РЖД. Мы хоро­шо себя показали в работе над Владиво­стокским тоннелем, где использовали технологии, позволяющие сделать ре­конструкцию быстрее и качественнее. За что получили международную награду от Мировой тоннельной ассоциации. У РЖД большие планы по развитию Восточного полигона БАМ-2. Когда запустят эту вет­ку, начнется реконструкция первой, кото­рую строили еще во времена моей школь­ной учебы.

Также для нас открываются большие перспективы строительства в городах, где принято решение о расширении метро­политенов. Это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону.

Плотно занимаемся развитием между­народных отношений. Ведем строитель­ство железнодорожных тоннелей и искус­ственных сооружений в Сербии. С 2020-го Мосметрострой задействован на рекон­струкции железнодорожных тоннелей на линии Врбница–Бар в Черногории.

Чтобы Вы пожелали ветеранам Москов­ского метростроя и коллективу в связи с 90-летним юбилеем компании?

Всем, в первую очередь, здоровья в наше непростое время. Ветеранам – счаст­ливой жизни, которую они заслужили сво­ими трудовыми подвигами. А коллекти­ву – как можно больше производственных побед. Мосметрострой не раз доказывал, что мы на них способны. И конечно, что­бы оставалось в нашей нелегкой работе время на творчество и семью.