Восточный полигон: есть сбойка!

verny_m_kursom_1715697084 (1).jpg

В Приморье между населенными пунктами Шкотово и Смоляниново произведена сбойка железнодорожного тоннеля по первому пути в рамках проекта «Обход участка Шкотово – Смоляниново Дальневосточной железной дороги». Объект сооружается по программе модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей и имеет важнейшее значение для увеличения пропускной способности Восточного полигона и подходов к тихоокеанским портам.

Сегодня обход участка Шкотово – Смоляниново – одно из барьерных мест. На сложном рельефе требуется использовать подталкивающие локомотивы для движения грузовых составов, что снижает пропускную способность перегона.

Общая протяженность обхода около 10 км, включая два однопутных тоннеля длиной по 1450 и 1420 метров. Из них тоннели на участке 2479 метров сооружаются горным способом уступным методом, а 391 метр тоннелей – открытым способом. К работам Мосметрострой приступил в 2021 году. Комплекс из двух тоннелей на участке Шкотово – Смоляниново – это крупнейший железнодорожный проект последних лет в Приморском крае.

Сбойкой одного из них в режиме телемоста из Москвы, с выставки «Россия» на ВДНХ, руководил глава РЖД Олег Белозёров.

Прошу разрешить приступить к сбойке тоннеля, – сказал генеральный директор Мосметростроя Сергей Жуков, который находился непосредственно на объекте.

Приступить к сбойке разрешаю! – ответил глава РЖД.

Участники мероприятия на ВДНХ могли в прямом эфире наблюдать, как со стороны Западного портала горный проходческий комбайн приступил к разработке последних кубических метров горной породы. Наконец, через несколько минут произошло соединение двух участков проходки – метростроевцы, которые шли навстречу друг другу почти два года, встретились в недрах горного хребта Приморья.

Проходку тоннелей ведут одновременно с четырех забоев. Работы выполняются в крайне сложных инженерно-геологических условиях, а именно небольшая глубина залегания тоннелей, неустойчивые обводненные грунты. Пришлось применить специальные методы по проходке тоннелей, которые позволяют обеспечить стабилизацию горной породы, рассказал заместитель генерального директора Мосметростроя Михаил Беленький.

Сбойку второго тоннеля планируется выполнить в мае. Сегодня по объекту осталось выполнить чистового обратного свода 28%, постоянной обделки тоннеля 51%, а также уложить верхнее строение пути. Параллельно в соответствии с договором сооружается комплекс зданий, которые необходимы для безопасности и управления движением в период эксплуатации, гараж для автомобилей, вольеры для служебных собак, трансформаторные подстанции и другие сооружения.

Также предусмотрены работы по прокладке инженерных коммуникаций в тоннелях и на подходах.

В целом на стройке задействовано около тысячи рабочих из многих регионов России, включая местные рабочие кадры. Для сооружения тоннелей используется более ста единиц техники.

Работы выполняются в строгом соответствии с контрактным графиком, – сообщил Сергей Жуков.  

Первые поезда намечено запустить по обходному участку в декабре 2024 года.

После ввода объекта в эксплуатацию будет ликвидировано «барьерное» место за счет оптимизации профиля пути. Это позволит уйти от использования дополнительной тяги на горных участках, при этом вес поезда будет увеличен с 6300 до 7100 тонн. Проект обхода участка Шкотово – Смоляниново является важным решением для Находкинского транспортного узла.

Необходимо отметить огромную поддержку и помощь, оказанную Дальневосточной железной дорогой, Заказчиком ДКРС-Хабаровск, Администрацией Приморского края и Шкотовского муниципального округа в ходе строительства объекта. Без их активного участия было бы невозможно справиться с этим сложным в инженерном плане проектом, – отметил на церемонии сбойки тоннеля Сергей Жуков. – За годы работы в Дальневосточном регионе нам удалось создать высококвалифицированную команду профессионалов-тоннельщиков, способных решать самые сложные инженерные задачи, оснастить их современной высокопроизводительной техникой. Мосметрострой есть и будет надежным партнером Российских железных дорог и администрации Приморского края по реализации инфраструктурных проектов в Дальневосточном регионе.

СПРАВКА

Московский Метрострой с 1931 года на протяжении уже более 90 лет строит и реконструирует подземные сооружения в России, по всему бывшему Советскому Союзу и за рубежом. За эти годы компания заработала признание и авторитет, является ведущей российской организацией в области тоннельного строительства.

Помимо основной задачи по строительству Московского метрополитена, в последние годы, начиная с 2016-го, компания активно участвует в реализации программ ОАО «РЖД» в Дальневосточном регионе России. За это время выполнены работы по модернизации Владивостокского тоннеля им. Сталина, реконструкции вентшахты №3 и сооружений ВОХР на острове Мостовой в рамках проекта по реконструкции тоннеля под рекой Амур в Хабаровске.

По сообщению РЖД, объем инвестиций в проект – 28,8 млрд рублей. Положительный эффект от вложенных средств ожидается уже в 2025 году за счет увеличения провозной способности перегона в 1,4 раза, до 102 млн тонн.