Мы продолжаем рубрику «Замочная скважина». В ней корреспондент «МС» проводит один день со строителем, «подглядывая» за его работой. На этот раз героем рубрики стал бригадир чеканщиков из СМУ-6 – Максим Бережной. Он рассказал об этапах гидроизоляционных работ в готовых тоннелях и пояснил, как зачищают шов между тюбингами перед чеканкой.
Бригадир чеканщиков СМУ-6 Максим Бережной
Рабочие будни Максима Бережного проходят в тоннелях строящейся станции «Рижская» будущей Большой кольцевой линии. Каждое утро первым делом он получает наряд у начальника участка СМУ-6 Николая Панова и отправляется на глубину 60 метров под землю со своей бригадой. В выработках, ведущих из руддвора в станционный комплекс, пока сыро, вода капает со свода тоннеля, а местами не пройти без резиновых сапог.
К гидроизоляции приступили только летом, так как везде были открытые выработки и велись буровзрывные работы. К этому моменту был пройден средний станционный тоннель, увеличены диаметры правого и левого тоннелей после проходки ТПМК, готовы почти все проемы между центральным залом и будущими перронами, а также притоннельные сооружения.
– Этап гидроизоляции один из самых ответственных. От качества работ зависит герметичность подземных сооружений, где поедут составы с пассажирами, – пояснил Бережной. – Объемы на «Рижской» у нас большие, а сроки сжатые, в марте должны закончить.
Полный цикл гидроизоляции в тоннелях метро включает в себя три этапа. Это перебалчивание болтовых соединений с заменой монтажных шайб на асбобитумные, контрольное нагнетание за обделку цементного раствора и, собственно, чеканочные работы.
– Сейчас готовим швы к чеканке, – рассказывает бригадир, направляясь в правый станционный тоннель, где уже можно увидеть разницу между сухой и сырой обделкой. – После контрольного нагнетания, в процессе которого специальным раствором заполняем все пустоты за обделкой, швы необходимо зачистить до зеркального блеска.
После зачистки в шов между тюбингами вкладывают свинцовые шнуры и разбивают мягкий металл по шву чеканочным молотком. Сверху промазывают безусадочной смесью, БУСом. Раствор напоминает цемент, но имеет более крепкий состав, быстро схватывается и расширяется, обеспечивая полную герметичность.
Рабочие инструменты – это гайковерт, чеканочный молоток с насадками разного размера под толщину шва, насос контрольного нагнетания. Также используется пескоструйный аппарат. Специальный кварцевый песок, который привозят в огромных мешках, перед подачей на шов чугунных колец, сушат с помощью тепловых пушек. Так чистка становится более качественной.
Для удобства в тоннеле используют чеканочную тележку. Это такие передвижные леса, позволяющие удобно работать с болтами и швами на любой высоте. В хорошем ритме чеканщики проходят в среднем два кольца в день.
На изолировочных работах в тоннелях «Рижской» БКЛ задействовано около ста чеканщиков
Бригада Максима Бережного, в которой насчитывается 17 человек, перешла на станцию с наклонного хода «Рижской», где гидроизоляционные работы окончены, установлены плиты перекрытия и начинается монтаж эскалаторного оборудования. Всего на станции сейчас работают около ста специалистов по гидроизоляции.
– Все делаем вручную, поэтому чеканщик должен быть выносливым, выдерживать большие физические нагрузки, – поясняет Бережной, которому удалось за последние пять лет сформировать крепкий костяк своей бригады. – Это люди, заинтересованные в стабильном труде и заработке для своих семей.
Максим Бережной родился в Ростовской области, там учился и трудился проходчиком в угольной шахте. Когда в 90-е перестали платить зарплату, уехал в Москву, 10 лет отработал в Транстоннельстрое. На Мосметрострой пришел в 2004 году, работал в СМУ-5, в СМУ-23, а вот теперь перешел в СМУ-6.
– Изолировочным работам пришлось учиться. Угольные шахты – это совсем другое. Там нет такой высоты, как в тоннеле метро. Потолок чуть выше головы, стоят рамы и анкерные крепи, – признается бригадир. – На Мосметрострое участвовал в строительстве «Достоевской», «Марьиной Рощи», «Сретенского бульвара», «Митино», теперь вот – «Рижская».
Кстати, освоить профессию чеканщика можно в Технической школе Мосметростроя, специальность – изолировщик. Здесь научат производить замену болтов, делать контрольное нагнетание и как зачеканить шов.