Мы продолжаем рубрику «Замочная скважина». В ней корреспондент «МС» проводит один день со строителем, «подглядывая» за его работой. На этот раз героиней рубрики стала сменный маркшейдер из ТО-6 Антонина Басовская. Она рассказала, как научилась работать на равных в мужском коллективе.
Рабочее место Антонины Басовской уже год находится на площадке № 5.2 рядом с «Электрозаводской». Девушка трудится сменным маркшейдером на строительстве станции «Рубцовская». Накануне вечером отдел Антонины получил задание вынести грани кирпичной стены и высотные отметки чистого пола в одном из помещений над камерой съездов.
Утром Антонина берет чемоданчик с инструментом и отправляется на место назначения. Пролетая по лестничным ступенькам, она взахлеб рассказывает о работе. И сама удивляется своей прежней уверенности, что в шахту никогда не спустится.
– Во время учебы маркшейдерское дело мне не нравилось. Задания по нему выполняла, чтобы не было плохих отметок. На пятом курсе друг, работавший в СМУ-6, пригласил устроиться к ним. Отработав неделю на строительстве «Фонвизинской», я кардинально поменяла мнение. Процесс настолько увлек, что начала жить работой: выходила внеурочно, замещала тех, кто болел, много читала и занималась, – делится Тоня, настраивая тахеометр.
За привитую любовь к профессии она благодарит своих учителей – Романа Ворганова из СМУ-6 и Владимира Шарафова из СМУ-3.
Электронный тахеометр настраивают под себя по высоте и корректируют фокусировку. Аппаратура дорогая, хранят ее в сейфе, за чистотой и сохранностью прибора следит маркшейдерский рабочий. Когда-то Басовская начинала с этой должности в СМУ-6.
Также для измерений используют нивелир и рейку. В чемоданчике маркшейдера найдутся рулетка, линейка, мел и краска для выноса осей и высотных отметок. Но сегодня красить не придется – повсюду вода. В этом случае используют дюбели.
После установки тахеометра на штатив его ориентируют в соответствии с закрепленными на стенах марками, связанными с геодезической сеткой города. В приборе уже вбиты базовые точки, от которых выносятся отметки с проектных чертежей.
Тахеометр – геодезический прибор, сочетающий в себе теодолит и светодальномер. Применяется для измерения углов и расстояний, для определения координат точек местности, получения плана с изображением рельефа при топографической съемке и т.д. Внутри прибора есть микропроцессор, запоминающий и обрабатывающий большие объемы информации.
Маркшейдеры следят за тем, чтобы все сооружения были правильно выставлены в плане и высоте. Чтобы тоннель пришел в пункт назначения, без отклонений от курса. Чтобы рельсы лежали ровно, и поезд не сошел с путей.
– Работа с приборами для маркшейдера не самое сложное, важнее понимать схемы и чертежи. Самое же главное – умение принимать ответственные решения, – считает Антонина. – Например, идет проходка, ты снимаешь радиусы кольца и видишь отклонения от проекта. В этом случае буровзрывные работы надо приостановить до исправления геометрии кольца.
Собрав инструментарий, Антонина возвращается на поверхность. Следующие замеры здесь она будет делать, когда рабочие уже возведут стену.
Выше уровнем вяжут арматуру. После выставят опалубку. На каждом этапе маркшейдеры проводят измерения. После снятия опалубки бетонную стену проверяют через каждый метр. Допустимые отклонения здесь – до 5 мм.
Бумажной работы у маркшейдеров еще больше. На готовую конструкцию, будь то пол или стены, делается исполнительная схема. Мастер подписывает акты скрытых работ. Эти документы формируются в папки, которые затем хранятся в архиве.
Оказавшись в мужском коллективе, Антонина решила: здесь она в первую очередь маркшейдер. Но практика показала, что даже на строительной площадке можно оставаться женщиной.
– Мужчины на стройплощадке очень импульсивны, могут крепкое словцо ввернуть, шутками вогнать в краску. Поначалу я очень переживала. Потом старшая коллега посоветовала не реагировать, и со временем общение наладилось. Теперь мужчины всегда помогут, руку подадут и чемоданчик с инструментами донесут.
Работа маркшейдера требует хорошей физической подготовки и стопроцентного зрения. Нагрузки бывают большие, но Антонину это не пугает. За свою пятилетнюю карьеру в Мосметрострое она успела поучаствовать в строительстве «Фонвизинской», перегона между «Петровско-Разумовской» и «Фонвизинской», «Окружной» и «Верхних Лихобор».
– Вообще я в душе гуманитарий, но переборола себя, выбрав серьезную инженерную профессию. Интересно смотреть, как все меняется. Год назад здесь был только котлован, а сейчас – несколько этажей и камера съездов. Появляется гордость за достигнутые результаты.