Мы продолжаем рубрику «Замочная скважина». В ней корреспондент «МС» проводит один день со строителем, «подглядывая» за его работой. На этот раз героем рубрики стал крановщик и оператор карусельной линии Покровского завода железобетонных изделий (ООО «Покровский ЗЖБИ») Сергей Алешин. Он рассказал, как впервые увидел предприятие и побывал благодаря работе в Индии.
На Покровском заводе формуют железобетонные блоки для строительства тоннелей метро. Сергей управляет мостовыми и козловыми электрическими кранами грузоподъемностью от 5 до 15 тонн. Он перемещает грузы как на складе готовой продукции, так и на карусельной линии основного формовочного производства.
– Моя смена начинается в семь утра и длится двенадцать часов. Первым делом – приемка крана. От этого зависит безопасность и скорость работы. Проверяю тормоза, трос, стропы, нет ли утечек масла. Только после этого приступаю к перемещению грузов. Крановщик не может работать один, ему необходим обученный и аттестованный стропальщик, иногда – двое или трое, – рассказывает Алешин.
Работа на кране специфическая и ответственная. Вес закрепленных стропами грузов доходит до нескольких тонн. Это и арматурные каркасы, и железобетонные блоки и плиты. Крановщик должен всегда действовать аккуратно. Откровенно говоря, от него зависит вся линия.
– Без крана тут ничего не сделаешь. Руками плиту не возьмешь! – объясняет Алешин.
В арматурно-формовочном цехе находится пять производственных пролетов, где круглыми сутками кипит работа. Плюс склад готовой продукции, который обязан также без перерывов принимать и грузить изделия. Поэтому, как отмечает крановщик, бегать из кабины ему некогда. При этом для личных вещей места там немного – с собой Сергей приносит лишь термос с чаем.
– Завод я впервые увидел, когда мне было лет двенадцать. Ехал мимо него на автобусе. Помню туман и в нем башни завода. Картинка, как в фильме ужасов, – шутит Сергей и добавляет уже серьезно. – Раньше действительно смотреть было страшно. Теперь здесь все практически новое.
Работать на Покровский завод Алешин пришел в 2011 году. Начинал формовщиком, затем освоил еще несколько специальностей: стропальщика, крановщика и оператора карусельной линии. Поэтому ему знакомы все стадии производства железобетонных блоков тоннельной обделки.
В арматурных пролетах создаются каркасы будущих изделий. Дуги (или «ребра») делают на автоматизированной установке и потом сваривают вручную. На бетонно-растворном узле готовят бетон. Далее его заливают в форму, где уже установлен каркас. Чтобы заполнить равномерно, ее отправляют на вибростенд. Следующий этап – пропарочная камера. На выходе из нее почти готовое изделие извлекают из формы – распалубируют, доводят поверхность до требуемых параметров, выдерживают при положительных температурах до стопроцентной прочности и отправляют на склад готовой продукции.
Несколько лет назад Алешин ездил в Индию в командировку. За рубежом он обменивался опытом с коллегами. Работал в городе Ченнаи, на заводе по производству блоков для строительства метро.
В заграничной поездке крановщик пробыл полтора месяца. Сначала российских рабочих обучали итальянцы, которые строили завод. Далее трудились в це-ху – осваивали и проверяли оборудование. Затем передавали полученные знания индусам. В выходные выезжали на экскурсии.
– Принцип линии там такой же, как у нас, а вот оборудование немного другое. Итальянцы все сделали хорошо, и завод до сих пор работает, насколько я знаю, – делится Сергей.
С переводом, по воспоминаниям Алешина, трудностей не возникало. Представители всех сторон в той или иной степени говорили по-английски. Если какие-то моменты и были непонятны, все доступно объяснял главный инженер.