Мы продолжаем рубрику «Замочная скважина». В ней корреспондент «МС» проводит один день со строителем, «подглядывая» за его работой. На этот раз героем рубрики стал плиточник из УСР – Алексей Кондратьев. Он рассказал об особенностях работы отделочников и о том, какие инструменты на особом счету.
Алексей Кондратьев – один из бригадиров, работающих на отделке станции «Электрозаводская» (проектное название – «Рубцовская») Большой кольцевой линии (БКЛ). Под его руководством команда из 15 человек. В их зоне ответственности – блок технических помещений, скрытых от глаз пассажиров. В них обычно размещаются сотрудники Московского метрополитена. И от того, как будет выложена плитка, устроены полы и потолки, зависит дальнейшая эффективность в работе транспортников.
УТРЕННИЙ РАЗБОР
Рабочий день у отделочников начинается раньше регламентных восьми часов утра. Пятнадцать минут нужны, чтобы обойти все участки, пообщаться с коллегами, обсудить текущие задачи. Дальше бригадиры расходятся по своим рабочим местам, куда уже доставлены упаковки с плиткой, которую необходимо уложить на подготовленные другими строителями поверхности.
– Работа плиточников идет параллельно с другими отделочниками: кто-то шпаклюет, другие красят, третьи кладут камень – «одевают» стены и колонны на станции. У каждого свой сектор, и никто никому не мешает, – рассказывает Алексей Кондратьев.
В бригаде у всех есть личный набор инструментов: шпатель, киянка, гребенка и уровень. Без присмотра их не оставляют. Ведь помимо своих, есть и общие – плиткорезы, например. Они на особом счету.
Перерывов в течение дня немного. В 12 часов идет первая часть бригады обедать, а в 13 часов – вторая. В пять – короткий перерыв минут на десять. Алексей шутит, что это почти как английская традиция – пить чай в 17.00. Однако строители могут просто перекинуться несколькими фразами, как говорят они сами – «устроить перекур». Отделочники чаще всего работают днем. Но в дни перед сдачей станции бывают и ночные смены. – Когда руководство ставит задачу ускориться, – замечает Алексей, – мы стремимся выполнить работу на совесть, чтобы потом не возвращаться на объект.
ЖЕЛАНИЕ ЗАГЛЯНУТЬ В ГОСТИ
В примету вернуться, если вдруг забыл какую-то вещь или инструмент, отделочники не верят. Но и работают так, чтобы не задерживаться на станции, которую вскоре сдадут в эксплуатацию.
До «Электрозаводской» Кондратьев с бригадой трудились на «Бутырской» Люблинско-Дмитровской линии, «Лефортово» и «Авиамоторной» БКЛ, а также на «Саларьево» Сокольнической линии.
После пуска станций Алексей больше не заходил в те помещения, где они с бригадой выполняли отделку.
– Иногда хочется заглянуть, – признается Кондратьев, – однако не получалось. Знаю, что нареканий к тому, что мы делаем, никогда не было.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВЫСОТЕ
Алексей Кондратьев родился 19 мая 1983 года, вырос в городе Канаш Республики Чувашия, там же окончил среднюю школу. Получил специальность инженера-механика в Чувашской государственной сельскохозяйственной академии. После армии Алексей связал судьбу со стройкой и переехал в Москву. В Мосметрострой пришел в 2011 году. Первой специализацией в отделке была именно укладка плитки. С этого начинался его путь в УСР.
– От другой работы тоже не отказываюсь, – говорит он. – Не должно быть такого: «не могу и не умею», «у меня не получится». Наш непосредственный начальник Игорь Чибисов поручает разные задачи, мы с бригадой стараемся его не подводить.
Алексей считает, что взаимопомощь в коллективе очень важна. Например, подать упавший инструмент, подстраховать товарищей на высоте. Работа опасная, требует повышенного внимания. На строительных лесах должно быть все под рукой, все инструменты раскладывают рядом. Поэтому собранность – одна из отличительных черт плиточников.
СЕРЫЕ КВАДРАТЫ, СВЕТЛЫЕ ПРЯМОУГОЛЬНИКИ
До Алексея в семье у Кондратьевых строителей не было. Теперь, когда необходим ремонт, обращаются за помощью именно к нему. Но разница при отделке обычных помещений и объектов метро, конечно, есть. В метро ответственности больше. Под землей идут вибрации, и плитку необходимо класть на более крепкий клеевой раствор, постоянно вымеряя уложенные ряды кафеля или керамогранита. Свою работу Алексей не считает скучной, несмотря на однообразный цвет плитки: на полу – серая размером 30х30 сантиметров, на стенах – преимущественно светлых тонов прямоугольники 20х30. Главное разнообразие, считает он, в общении с людьми.
Среди других объектов, в отделке которых принимал участие Кондратьев, – детский лагерь «Юный метростроевец», где обновили всю отделку, и инфекционный госпиталь в Вороновском, где пришлось экстренно мобилизоваться. Бригады из УСР здесь устанавливали перегородки, выполняли сухую стяжку полов, «зашивали» потолки гипсокартоном. Алексей считает, что любой вид работы, в метро или на гражданских объектах, должен приносить удовольствие, так как строительство – это созидательный процесс.
– Стройка сама выбрала меня. Вначале я что-то делал для себя, потом – для других, а теперь «других» стало больше. Ведь метро – главная транспортная артерия столицы, ей пользуются миллионы людей, и работы должны быть проведены максимально тщательно. После их окончания чувствуешь успех от того, что твой труд востребован. Если делаешь хорошо, то и людям обязательно понравится, – резюмирует Алексей Кондратьев.