Гранитные полы, облицованные мрамором колонны, кажущиеся бесконечными рельсы… Все это красиво, но словно застыло. Станции расцвечиваются и оживают после того, как запустятся десятки систем нажатием кнопки, чему предшествует сложная работа специалистов по электромеханическим устройствам.
Иван Корсаков, Александр Сопронкин, Владислав Семенихин, Максим Ковылин, Станислав Чернышев, Ирина Меняшкина, Александр Лебедев, Тагир Незаметдинов, Роман Бугаенко, Виктор Дианов
ИНЖЕНЕРНАЯ НАЧИНКА
Многие москвичи спускаются в подземку каждый день, там тепло, светло и оживленно. Мы вдыхаем знакомый запах, слышим привычное гудение, а в вагоне – мерное постукивание. Тысячи пассажиров безопасно и быстро добираются почти до любой точки столицы на метро. Этот комфорт обеспечивает работа многочисленных сложных устройств и механизмов.
С самого начала, с 1930-х, метро строилось как хорошо развитый подземный город с электроснабжением и тягой составов, освещением и связью, отоплением и вентиляцией, канализацией и эскалаторами. Со временем подземный город становился все более технически продвинутым: понадобились комплексы пожарной и охранной безопасности, системы телемеханики, видеонаблюдения и диспетчеризации. Сегодня при сооружении одной станции метрополитена с прилегающими к ней полуперегонами монтируется до 60 инженерных систем. И с каждым новым объектом их количество увеличивается.
Заместитель начальника Максим Ковылин на пусковой станции «Электрозаводская» БКЛ
НЕВИДИМЫЙ ФРОНТ
Сделать так, чтобы москвичам было удобнее ездить на метро, и отладить все необходимые системы – задача отдела электромеханических устройств (ОЭМУ). Он существует уже 87 лет, в наши дни в нем работает 11 высококвалифицированных специалистов, каждый из которых отвечает за определенные системы на станциях. Эти люди точно знают, что такое многозадачность. Руководит отделом Александр Сопронкин. В 1994 году он пришел в метро работать слесарем. В 2008-м уже был начальником дистанции электромеханической службы на Таганско-Краснопресненской линии...
Пассажиры спускаются на платформы на эскалаторах. Оказываются под землей и спокойно там дышат. Выбирают нужный путь или находят переход благодаря указателям с подсветкой, видят время прибытия поезда на табло. Состав выныривает из темноты по ходовым рельсам за счет постоянного тока в контактном рельсе, напряжение на котором составляет 825 В. Попади туда вода, и случится страшное, но везде сухо. А когда нужно – например, чтобы вымыть тоннели или в редких экстренных случаях потушить пожар, – вода появляется.
Пассажирам нет дела до подстанций и тяговых сетей, кабельных линий и трансформаторов, приточно-вытяжных систем, трубопроводов и насосов. И правильно, потому что все это отлажено и действует благодаря ежедневной, подчас ненормированной, работе сотрудников ОЭМУ. Список задач его специалистов кажется бесконечным: установка, отладка и пуск десятков систем традиционно сопровождаются согласованиями, отчетами и тоннами бумаг. Впрочем, это штатные ситуации. Но бывают и другие.
Тагир Незаметдинов проверяет соответствие смонтированного оборудования рабочей документации
ОПЫТНЫЙ ПУТЬ
Когда строили станцию «Тропарево», по заданию метрополитена внедрили новейшую автоматизированную диспетчерскую систему (АСДУ ЭМС). Все тщательно проверили, но система, вопреки ожиданиям, дала сбой. Пуск станции оказался под угрозой. Решение сотрудники ОЭМУ нашли в экстренном режиме – они разработали алгоритм временного управления оборудованием. И станцию запустили по графику. Позже этот прием выручал при вводе еще пяти объектов на Сокольнической и Люблинско-Дмитровской линиях. Станции уже работали четко и безопасно для пассажиров, а новую систему автоматики попутно доводили до ума.
Бывает, ОЭМУ приходится договариваться с природой. Когда проектировали перегон между станциями «Окружная» и «Верхние Лихоборы», то казалось, что все предусмотрели. В том числе строительство помещения для водоотливной установки. Как выяснилось позже, соорудить помещение таких размеров не дают обводненные грунты. Специалисты электромеханического отдела решили с ними не воевать, а договориться: разработали и согласовали компактное размещение насосов и электрооборудования ОВУ-9134. Это сильно сэкономило ресурсы и время строителей.
С подобными задачами, требующими большого опыта, профессионального чутья и творческого подхода, отдел электромеханических устройств сталкивается регулярно – московское метро продолжает разрастаться. Сейчас ОЭМУ работает на новой станции «Электрозаводская» Большой кольцевой линии. Объект должны сдать в конце 2020-го.
Начальник отдела Александр Сопронкин и ведущий инженер Виктор Дианов за работой
БУМАЖНАЯ ИСТОРИЯ
Новые станции делают перемещение по столице удобнее, и москвичи часто с нетерпением ждут, когда метро, а вместе с ним и весь город, станет ближе. И в Мосметрострое это отлично понимают. Но заложить станции, смонтировать оборудование и провести пусконаладочные работы – лишь полдела. Нужно еще подготовить массу документов и согласовать множество деталей.
Проектная и техническая документации сопровождают каждую действующую на станциях систему. Эти системы, в свою очередь, вводятся только по специальным разрешениям, получение которых требует особого таланта и упорства. А выполненные работы нужно сдать разным инстанциям: от служб эксплуатации до Мосгосстройнадзора. Ведомства проверяют, соответствует ли то, что заявлено на бумаге, действительности.
В бумажном хаосе легко потерять суть и забыть, ради чего все затевалось. И здесь специалистов из отдела электромеханического оборудования выручают целеустремленность, внимание к деталям и умение договариваться. Они находят компромиссы, решают нестандартные задачи и четко ведут свою линию. Это и позволяет открывать новые станции для пассажиров. Чтобы те быстро и с комфортом в любое время с 5:30 утра до 1:00 ночи привычно спускались в подземку и ехали по своим делам, не замечая слаженной работы хитрых систем и механизмов.