Мы продолжаем рубрику «Замочная скважина». В ней корреспондент «МС» проводит один день со строителем, «подглядывая» за его работой. На этот раз героем рубрики стал бригадир второго участка СМУ-1 Айрат Ахмадуллин. Он рассказал, почему адреналин от строительства метро сохраняется даже после 30-летнего стажа.
Бригада Ахмадуллина работает на строящейся станции «Авиамоторная» Большой кольцевой линии. День бригадира начинается с планирования:
– В 7:45 я иду на планерку к начальнику участка, поэтому, чтобы ребята меня не ждали, сначала собираемся с ними в моем вагоне. Я им рассказываю план, раздаю задачи: кто чем будет сегодня заниматься. В 8:00 они уже начинают работать.
В комплексной бригаде Ахмадуллина 20 человек. Единовременно на участке находятся десять из них – плотники, арматурщики, сварщики.
– Все ребята очень хорошие, некоторые работают у меня уже, наверное, 10 – 15 лет, – Ахмадуллин заглядывает внутрь котлована, на дне которого его подчиненные ведут строительство: люди в касках мелькают в пролетах между расстрелами. – Это когда мы в вагончике все вместе сидим, кажется, что народа много. Если же вся бригада внизу, занята делом, сразу всех и не заметишь.
Сейчас весь фронт работ, за который отвечает Ахмадуллин, сосредоточен на 6-й секции демонтажно-монтажной щитовой камеры №1 (ДМЩК). Там идет возведение стен. Рабочие вяжут арматуру, готовят опалубку, заливают бетон. Со временем, по мере постройки, стены начнут принимать на себя нагрузку с внешней поверхности котлована, тогда можно будет постепенно разбирать расстрелы. Пока делать это слишком рано. Нагрузка еще очень велика: даже когда на соседних железнодорожных путях проходит поезд, чувствуется, как вся секция немного вибрирует.
– Когда мы пришли, лоток был уже залит. Сейчас занимаемся стенами: СТМ4, СТМ5 – маленькие, подплатформенные, их заканчиваем. Теперь нашей основной задачей будут платформенные стены СТМ1, СТМ2, которые уже пойдут до самого верха. Потом займемся перекрытием.
Впереди у бригады Ахмадуллина много работы по обустройству будущей станции: сооружение лифтовой шахты, лестничных маршей и колонн, зумпфа.
– Это наш объект. И мы его до пуска должны довести. Думаю, уложимся в срок, который нам дали, во всяком случае, постараемся.
На Мосметрострое Ахмадуллин работает уже больше 30 лет. За это время бригадир удостоился двух наград: Почетной грамоты правительства и звания Почетный строитель города Москвы.
– В 1987 году меня брат в Москву привез из Татарстана, хотел устроить асфальтоукладчиком, но лимит был уже закрыт, и я пошел работать в Мосметрострой, – вспоминает Ахмадуллин. – Начинал горнорабочим, потом отучился в технической школе и стал проходчиком. Первая станция, которую я прошел от начала до конца, была «Крестьянская застава». Тогда наша организация еще называлась СМУ-14. Впоследствии нас перевели на строительство автодорог: развязок, мостов, эстакад. Там я узнал, как вязать арматуру.
Читать чертежи Ахмадуллина научил мастер из СМУ-1 Игорь Камышников. Теперь бригадир справляется с этой задачей самостоятельно.
– Получается, я всему учился на опыте, специально никуда не ездил, как говорится, жизнь заставила, – заключает Ахмадуллин. – За все это время, конечно, очень сильно изменился подход к работе. Особенно в технологическом плане большие перемены. Ручного труда намного меньше стало. Когда мы начинали, были молоток и укладчики, буровзрывные работы. А сейчас везде брокки, комбайны. Все намного быстрее, удобнее.
Рассказывая о службе в Мосметрострое, Ахмадуллин перечисляет с полтора десятка станций, на которых ему довелось работать. Среди них преобладает Люблинско-Дмитровская линия: от «Крестьянской заставы» до недавно открытых «Селигерской» и «Верхних Лихобор».
– Каждый раз, как приступаешь к строительству, думаешь: «Я уже столько станций построил, эта будет такая же». Но приходишь и видишь, что все по-другому. На каждой станции – новые открытия, эмоции. Работу начинаешь с нуля. Появляется настрой «надо взять и построить» и адреналин – быстрее, быстрее надо закончить.
«Авиамоторная» – строящаяся станция северо-восточного участка Большой кольцевой линии Московского метро. Будет соединена переходом с Калининско-Солнцевской линией. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения с двумя вестибюлями. На ее базе планируется сооружение одноименного транспортно-пересадочного узла (ТПУ), который не только обеспечит доступ пассажиров БКЛ к желтой ветке, но также объединит в себе платформы «Новая» Казанского и Рязанского направлений железной дороги и остановки наземного городского пассажирского транспорта.