Мы продолжаем рубрику «Замочная скважина». В ней корреспондент «МС» проводит один день со строителем, «подглядывая» за его работой. На этот раз героиней рубрики стала начальник Центральной строительной лаборатории Галина Ковешникова. Она рассказала, с чего начинается ее день на рабочем месте и зачем метростроителям испытывать бетон, раствор, кирпич и другие нужные материалы.
В одноэтажном здании вблизи станции «Волжская» сотрудники строительной лаборатории выполняют нетривиальные задачи: испытывают бетон на сжатие и изгиб, а бетон и раствор – на прочность. Так они проверяют качество материала, использующегося на строящихся объектах Московского метростроя. Если специалисты его не одобрят – придется укреплять конструкции или заменять их. – Мы бойцы невидимого фронта, – шутят сотрудники лаборатории. В одном из помещений инженер Татьяна Бабина с самого утра проводит испытания. За свою карьеру она сдала половину станций столичного метро, делится с нами Ковешникова. Татьяна устанавливает кубик бетона под пресс и медленно его сдавливает. Куб начинает трещать, а потом резко раскалывается на части. Бетонные крошки отскакивают от защитного экрана. Она быстро записывает результаты в журнал. – Отечественный станок самый громкий, топорный, – рассказывает Ковешникова. – А вот итальянские машины – сказочные, можно компьютер к ним подключить! На глаз качество образца замеряют просто: если куб скололся по краям в форме песочных часов – бетон хороший. – Образцы нам привозят со всех СМУ, – присоединяется к работе заместитель начальника лаборатории Андрей Прокофьев. – Кубики держим в камере хранения. Подписываем их, чтобы не запутаться. Внутри камеры как в турецком хамаме – тепло и влажно. Пахнет мокрым песком. Образцы бетона и раствора «маринуют» в таких условиях специально: они должны напитаться влагой и набрать прочность перед испытаниями. Под пресс его отправят только на седьмые и двадцать восьмые сутки. На третьем станке ведущий инженер Геннадий Шамин тестирует кирпичи на гибкость. – Еще мы контролирует качество металла. Когда работали со старыми конструкциями на Филевской линии, оказалось, что бетон был в приличном состоянии, а вот арматура подкачала, – вспоминает Галина. Для проверок прямо на станции лаборатория закупила новое оборудование – склерометры. Внешне они напоминают ручной блендер с монитором. Инженеры простукивают приборами бетон, чтобы определить его твердость. Остаются почти незаметные круглые вмятины. – Были случаи, когда из-за плохого качества бетона приходилось вырубать конструкции и бетонировать их заново, – сетует Галина. – Хорошо, что такое происходит редко. В соседней комнате инженеры настраивают другую машину, которую они называют «грохот» – за характерный шум. Это несколько поставленных друг на друга механических сит. Они разделяют сыпучие материалы, благодаря заданным в приборе параметрам вибрации определяют гранулометрический состав сыпучих материалов без физических усилий человека. Справа от «грохота» другой станок, с пилой по центру. – Раньше мы отрезали куски бетона болгаркой, теперь у нас есть удобная и безопасная машина, – говорит Галина. – Большое количество оборудования заменили в последние годы – теперь работать одно удовольствие.
Склерометр – это прибор, предназначенный для определения твердости материала путем его вдавливания или царапания. В настоящее время ими все чаще называют устройства, нужные для измерения износостойкости, пластичности и других механических параметров и реализующие при этом метод царапания. Испытание материалов таким методом, известное как склерометрия, применяется в мировой практике уже более 300 лет и является одним из старейших способов оценки механических характеристик твердых тел.
Центральная строительная лаборатория АО «Мосметрострой» проводит испытания контрольных образцов кубов бетона (раствора) на сжатие; проверку контрольных образцов-кубов из легкого или ячеистого бетона, вырезанного из блока, на сжатие и плотность; определение прочности бетона по образцам-кернам, отобранным из конструкций; определение прочности бетона (раствора) в конструкциях методами неразрушающего контроля (упругий отскок; ударный импульс; ультразвуковой); испытание прочности бетона методом отрыва со скалыванием или скалыванием ребра; определение глубины раскрытия трещин в бетоне ультразвуковым методом; определение водонепроницаемости бетона на образцах (изделиях) или конструкциях; определение подвижности бетонной (растворной) смеси и основных качеств сварных соединений металла.
14 марта 2018 года. Начальник Центральной строительной лаборатории Галина Ковешникова держит в руках склерометр