Почти полвека Наталия Стародворцева работает на стройке. В 1971 году по комсомольской путевке уехала из Украины в Москву сооружать метро. Корреспондент «Метростроевца» провел с крановщицей СМУ-12 один день и рассказывает ее историю в традиционной рубрике «Замочная скважина».
КОМАНДЫ ОТ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ
Утро Наталии Стародворцевой раннее. Подъем в 05.00, завтрак, а в 6.10 она уже торопится на работу. Площадок за 49 лет трудовой деятельности сменила немало. В настоящее время трудится на базе строительных материалов. СМУ-12 складирует их в районе Тушино, на улице Водников, 16.
– Так и хожу: куда кран, туда и я, – смеется она. О смене работы даже не думает. Управляет краном ловко три десятка лет из общего стажа. – Ничего сложного нет. Важно знать контроллеры и команды: вира и майна.
Древнефиникийские команды, взятые у мореплавателей, каждый день в ходу у строителей. С земли Стародворцевой кричат эти два слова. «Вира» буквально означает «в воздух» и используется при такелажных работах в качестве команды на подъем груза. «Майна» дословно переводится «в воду», на стройплощадке это команда опустить груз.
– Могу попросить еще и подъехать. Зная эти три команды, нужно просто работать, – рассуждает крановщица. – Возможно, новому человеку поначалу будет и страшновато: как-никак краном управляешь. Но привыкаешь быстро.
Для команд снизу рации не нужны, достаточно услышать громкие голоса строителей или увидеть сигнал, подаваемый рукой. А вот в ограниченной зоне уже потребуются рации: их выдают стропальщику и крановщику.
ТЯЖЕЛЫЙ ГРУЗ ОЩУЩАЕМ ВМЕСТЕ
Сейчас башенный кран поднимает Стародворцеву невысоко. Кабина так называемого «нулевика» на высоте полутора метров от земли. Но были в ее практике железные «напарники» и повыше, в которых кабина располагалась на уровне пятого этажа. Тогда открывался красивый обзор.
Каждое утро крановщица отмечается в журнале о прохождении техники безопасности, пара слов с коллегами, в 8.00 начинается смена. За рабочий день с помощью башенного крана она поднимает и перемещает разные грузы. Вес самых тяжелых доходит до девяти тонн.
– Загружаем и разгружаем машины со стройматериалами. Есть длинные по 12 метров трубы, арматура, тюбинги – словом, все, что привозят. Тяжелый груз ощущаем мы вместе: я и кран. Чувствую, как он напрягается, чтобы перетащить деталь большим весом. Непросто поворачивать и с длинным грузом. Но когда работаешь всю жизнь на стройке, приспосабливаешься к любым габаритам.
На площадке сейчас только склад стройматериалов, в скором времени здесь обещают сделать ремонтные мастерские.
С ПРОПЕЛЛЕРОМ В КАБИНЕ
Рабочее место Наталии Стародворцевой – кабина крана. Летом окно открывает настежь, а зимой тепло старается беречь.
– Летом жарко, кабина металлическая, быстро нагревается, а иногда даже накаляется, – отмечает она. – Приходится ставить маленький вентилятор. Пропеллер меня немного обдувает. Зимой печки работают, в кабине становится свежо. Пока не замерзаем.
Также в холодное время спасает телогреечка, как ласково ее называет Стародворцева, и валенки. Правда, обувь все- таки предпочитает другую. Признается, что в сапогах удобнее нажимать на педали. Их две: тормоз стрелы и сигнал.
– Работать приходится в основном руками, переключать рычаги: два с одной стороны на подъем груза и передвижение крана, а с другой – на поворот и вылет стрелы, – поясняет Наталия. – Важно еще и по сторонам смотреть: куда перемещать стрелу, куда едет кран, нет ли поблизости людей.
ОДНА КЛЕТЬ НА ВСЕХ
Первой станцией, где работала Стародворцева, стала «Тургеневская» Калужско- Рижской линии. Ее как раз готовили к сдаче в августе 1971 года. Поначалу прошла обучение в техшколе, окончив полугодовые курсы на машиниста подъема. Этот механизм опускает и поднимает людей и породу из шахты. Было непросто, но Наталия Ивановна привыкла к такой работе.
Из самых сложных в строительстве станций называет «Петровско-Разумовскую» Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Приходилось усиленно работать в ночные смены. В то время породы выдавали по 250 вагонов.
– На «Курской» вообще одна клеть была, условия совсем стесненные, – вспоминает Стародворцева. – Но ничего, молодые были, со всем справились. И сейчас все нормально, тоже справляемся.
СПРАВКА
Наталия Стародворцева родилась 20 августа 1950 года в Ровенской области (Украина). Окончила девять классов и местное училище при Ровенском комбинате. Трудилась прядильщицей до 1971 года. На Мосметрострое работала в одном СМУ. Вначале это было управление №5, затем №25, а после реорганизации в марте 2020 года – СМУ-12. В семье она не единственная, кто трудится на стройке. Муж также строитель. По стопам родителей позже пошел и сын Стародворцевых. Он работает в Тоннель-2001. В Мосметрострое трудилась и свекровь Наталии Ивановны.