en

Алена яковлева: я всегда жила сердцем, по-другому не умею

Народная артистка России Алена Яковлева, дочь знаменитого Юрия Яковлева, известна своими ролями в московском театре Сатиры, где она работает с 1985 года. Ее карьера начиналась на факультете журналистики МГУ, а в августе 1979 года, будучи студенткой первого курса, она проходила практику в газете «Метростроевец». Мы встретились с Аленой Юрьевной накануне Дня защитника Отечества и расспросили ее о работе в главной метростроевской многотиражке, театральных и киноролях, увлечениях и планах на будущее.

1.jpg

Спектакль «Хомо Эректус»

Алена Юрьевна, как вы оказались в газете «Метростроевец»?

– Это дань моему отчиму, Николаю Иванову, журналисту-международнику, одному из первых рекламистов Москвы. В юности я была крайне неуверенной, стеснительной и зажатой, мне казалось, что журналистика поможет избавиться от этих комплексов. Кроме того, наивно полагала, что сфера СМИ позволит стать независимой. Николай Константинович преподал мне многие важные уроки. Например, каждое утро вне зависимости, опубликуют его статью или нет, он садился и писал. Этот его тренинг научил меня работать, существовать в моей будущей профессии не от роли к роли, а каждодневно. В МГУ благодаря моей подруге Алене Сетунской я оказалась на газетном отделении, а первым заданием во время практики в «Метростроевце» было взять интервью у одного из отличившихся молодых бригадиров. Отчим посоветовал создать вопросник, я так и сделала, но герой не хотел общаться. В конце концов, я все-таки добилась того, чтобы он ответил на мои вопросы, и заметка вышла. Это была моя первая серьезная победа в жизни, важный этап достижения цели. Наверное, с этого всё началось.

Но вы все равно хотели в артистки…

– Верно, я мечтала о театре, поэтому уже на первом курсе 7 сентября пошла в студенческий театр МГУ к Роману Виктюку. В дальнейшем поступила в Театральное училище им. Щукина, год училась на двух дневных отделениях, сдавала две сессии, получала две стипендии пока не перевелась на заочное. Нас с Аленой Сетунской знал весь университет, были страшными хулиганками. Всё изменилось, когда мы поехали на уборку картошки в Бородино. Мои подружки пристроились кто на кухню, кто туалеты мыть, а я пошла в поле – и продержалась до конца. После этого меня зауважали. То время мне запомнилось какой-то другой увлеченностью жизнью, внутренним посылом, живым и нематериальным.

2.jpg

Статья Елены Яковлевой в газете «Метростроевец»

Алена Яковлева родилась 2 июня 1961 года. Поступила на факультет журналистики МГУ, играла в студенческом театре. На 3-м курсе поступила также в Театральное училище имени Щукина. Окончила журфак МГУ заочно. В 1985 году окончила Театральное училище имени Щукина в Москве. С 1985 года — актриса театра Сатиры. В 2008 году ей присвоено звание Народная артистка России. Поскольку актрису путали с Еленой Яковлевой, сыгравшей в фильме «Интердевочка», в начале 1990-х поменяла имя на Алёну.

3.jpg

В следующем году у вас трудовой юбилей – 40 лет в театре Сатиры. Известно, что актеру надо постоянно учиться. В юности вы работали под началом выдающегося советского актера и режиссера Андрея Миронова. Что он дал вам?

– Встреча с такими людьми – это не только старт на всю жизнь, это мощнейшая закладка. В моей жизни ими были отчим, Николай Иванов, Андрей Миронов и, конечно, Валентин Плучек, возглавлявший театр Сатиры многие годы. С Андреем Мироновым, кроме творческих и деловых, меня связывали теплые личные отношения. Не хочу ограничиваться словами, что он был примером. Это человек, который невероятно предан профессии, абсолютно неуспокоенный, направленный вперед, переигравший к 45 годам все возможные роли. С тонким чувством юмора, совмещенным с интеллектом и уникальным природным талантом.

Андрей Александрович поставил пять спектаклей, и я уверена, он, безусловно продолжил бы дело Плучека. Я участвовала в его спектакле «Тени» по Салтыкову-Щедрину. Он прошел 15 раз. Звездный состав актеров. Спектакль, который опередил свое время. У меня долго не получалась роль, а на сдаче постановки худсовету откуда-то всё взялось, созрела и выдала. Сейчас, конечно, по-другому: включаюсь в процесс уже на первой репетиции. Но та роль не была такой удачей, как потом были удачи, начиная с «Босиком по парку», «Идеальный муж», «Воительница». С Андреем Мироновым мы проработали два года, но я помню все моменты нашего общения. Я была с ним во время гастролей театра в Риге, выходила на сцену в спектакле «Женитьба Фигаро», на котором случилась трагедия. Если говорить о театре прошлого, людях того времени, это глыбы, которых нельзя забывать.

Вы продолжаете учиться сейчас?

– Безусловно. За последний год у меня четыре крупных премьеры, включая постановку Виктора Крамера «Пигмалион» по Бернарду Шоу, а всего я занята в девяти названиях. В «Пигмалионе» Крамер дал мне возможность реализовать свои задумки. Мы выбрали афоризмы Бернарда Шоу, из них я составила монолог своей героини миссис Хиггинс, который я транслирую залу. В финале звучит фраза: «Жизнь не бывает легкой, но если ее не бояться, она может быть восхитительной, сынок». Получилось хорошо.

В этом году театру Сатиры исполняется 100 лет. Будем готовиться к грандиозному празднику.

4.jpg

Спектакль «Пигмалион»

У метростроевцев есть традиция перед стартом проходки разбивать бутылку шампанского об оболочку щита. А какие традиции в театре Сатиры?

– Собираемся перед спектаклем в кружок, складываем руки друг на друга ладонями вниз, а затем взмахиваем ими, посылая энергию вверх. В кино традиционно разбивают тарелку с названием фильма, именами режиссера, актеров, а кусочки раздают участникам фильма. Раньше я их собирала, а когда накопилось слишком много, перестала.

Согласно сайту Кино-театр.ру, на вашем счету 138 киноработ. А какую роль считаете самой удачной?

– Я очень люблю сериал «Боец», благодаря которому меня узнает мужское население, в том числе, например, гаишники. Среди других работ – мелодрама «Чудо» с Олесей Железняк, первый сезон сериала «Склифосовский», сериалы «Женский доктор», «Я знаю твои секреты». А из последних – семейная кинокомедия «Дурдом» 2022 года с Алексеем Маклаковым, Анной Котовой, Еленой Симоновой, Анфисой Черных и Романом Курцыным. В последнее время я стала более избирательна, хочу играть не только мам, которых в моем репертуаре уже больше 60.

Моя давнишняя мечта – сняться в военной драме. Я патриот в хорошем смысле этого слова, люблю нашу страну, наших людей. Хочу вносить какой-то позитив, мне нравится всё, что связано с созиданием.

5.jpg

Спектакль «Дядюшкин сон»

Известно, не ошибается тот, кто ничего не делает. Вы можете вспомнить какой-то свой ляп, ошибку во время спектакля или съемок фильма?

– Тексты я редко забываю. У меня огромные монологи в спектаклях, например, в «Дядюшкином сне» даже профессионалы удивляются, как это возможно. Бывало, забывала какую-то фразу, но всегда получалось вырулить. В кино, конечно, любую оплошность можно подправить. Не зря говорят, что о качестве артиста можно судить только по его работе в театре, где он «голый», где видно всё. Я своей дочери Маше, артистке театра Сатиры, у которой два знаменитых дедушки, Юрий Яковлев и Михаил Козаков, говорю: зрители пообсуждают тебя две минуты, а потом будь добра – работай. Роль в спектакле «Катерина Ивановна» заставила меня вывернуться наизнанку. Иностранцы признавались, что они не понимают, как мы это делаем. Они работают на технике, а мы – нутром, кишками. По-другому не умеем.

Вас часто спрашивают об отце?

– Постоянно. Могу признаться, что меня он не особо привечал с актерской точки зрения. Больше поддерживал моих братьев, Антона (Яковлев Антон Юрьевич – режиссер театра и кино, актер, сценарист, с июля 2022 г. худрук Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя) и Алексея. В меня же больше всех верила бабушка по материнской линии. Ходила такая легенда: отец узнал о том, что меня приняли в театр Сатиры от Валентина Плучека, сказав при этом: «Аа.., это от Кирочки» (Кира Андреевна Яковлева – мать Алены Яковлевой). Видимо, не сильно был рад.

6.jpg

Спектакль «Лес»

Юрия Яковлева многие знают по роли Ипполита, жениха Нади в «Иронии судьбы»...

– Ипполита он не любил, даже терпеть не мог. Говорил: чего я там сыграл-то? Фильм Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где он сыграл управдома Буншу и царя Ивана Грозного, рассказывал: да, пришлось поработать. А самая любимая роль Юрия Васильевича – пацак Би в картине Георгия Данелии «Кин-дза-дза!», это, кстати, любимое кино Антона. Фильм-шедевр, гениальная лента гениального режиссера, предвосхитившая время. Трагикомедия, которая и сейчас актуальна.

Московский метрополитен – это не только транспортное средство, а произведение искусства. Вы согласны?

– Когда я бываю в метро, мне доставляет удовольствие находиться там, вызывает гордость. Во-первых, это удобно и быстро для горожан, а во-вторых, красиво. Я бывала во многих метрополитенах мира, нигде такой красоты не увидела. Недавно я смотрела передачу про художника-монументалиста Ивана Лубенникова, автора оформления станций метро «Маяковская», «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар», безусловно, его работы очень художественные, произведение искусства. Для меня, конечно, дорога «Маяковская», потому что там находится мой театр, часто пользовалась этой станцией.

7.jpg

Юрий Яковлев с детьми: Аленой, Антоном и Алексеем

У Евгения Евтушенко есть замечательные слова «Постоять у Кижей – наказание красотой, ослепляющей взор». А какие ваши любимые места в Москве и за рубежом?

– Москву я просто люблю. В юности обожала сесть на троллейбус в центре города, проехаться, посмотреть в окно. Сейчас общаюсь с Павлом Каплевичем, с ним интересно прогуляться, побродить по Москве. С университетских времен увлечена испанской культурой, моя любовь – Барселона, шедевры Гауди: Саграда Фамилия, парк Гуэль, дома, малые архитектурные формы. В течение 20 лет я объездила всю Европу: Испания, Португалия, Италия... Но сейчас туда не рвусь. Не люблю, когда меня не любят.

Я знаю, вы увлекаетесь коллекционированием кукол. Как оно возникло?

– Увлечение началось случайно около 20 лет назад. Я была на выставке известной российской художницы Олины Вентцель, мэтра музейной куклы, мы подружились, и она подарила мне несколько кукол. А потом, когда стало известно, что я собираю куклы, мне стали их дарить: Ольга Аросева, Вера Васильева, Александр Ширвиндт, Федор Добронравов, Спартак Мишулин. Многое приобретала сама. Трудно посчитать, сколько их у меня, потому что половина за городом на даче, половина – в Москве. Главное – это не просто куклы, а некие персонажи, порой безумные, фантастические, мотивирующие на творчество. К своему юбилею в фойе родного театра я показала коллекцию из 40 кукол. Это маленький театр, который в чем-то отражает мой жизненный и творческий путь, от младенчества до зрелости, образы, напоминающие о моих сыгранных ролях и неосуществленных работах. Сегодня я практически не покупаю куклы, их уже слишком много. Лучше помогу людям, жителям Донбасса, отправляю туда деньги, вещи, гуманитарную помощь, езжу с концертами, помогаю, чем могу.

8.jpg

Юрий Яковлев и Евгений Леонов в фильме «Кин-дза-дза!»

Я читал, что вы любите фигурное катание. К слову сказать, мое знакомство с президентом театра Сатиры Александром Ширвиндтом состоялось на открытии Центра фигурного катания Елены Чайковской в Строгино. Кроме работы, чем интересуются актеры театра?

– Я занималась фигурным катанием в детстве. А Александр Анатольевич дружит с Чайковской много лет. Она давняя поклонница нашего театра, бывала и на моих спектаклях. Ширвиндт в своей книге «Опережая некролог» пишет про Елену Чайковскую, Марка Захарова, Григория Горина, Аркадия Арканова. Это люди, которые обладали чувством юмора, багажом знаний, творческой харизмой – необыкновенными! После прочтения книги у меня осталось послевкусие грусти, смешанной с ощущением, что тебе больше не с кем поговорить. Хотя, конечно, среди современных молодых артистов есть яркие, одаренные личности. Отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что актер должен интересоваться на только своим творчеством, но и посещать другие театры, бывать на выставках, вести разносторонний образ жизни.

Алена Юрьевна, какие постановки вы посоветуете в нынешней театральной Москве?

– Я считаю, надо посмотреть премьерные спектакли Антона Яковлева в театре Гоголя: «Гроза. Искушение», «Сон в летнюю ночь». Каждый его спектакль лучше другого. Среди других достойных постановок Гоголь-центра: «Портрет Дориана Грея» режиссера Константина Мишина, «Воскресение» Павла Пархоменко, «Соборяне» Полины Агуреевой, «Дядюшкин сон» Александра Марина с моим участием. В театре Сатиры это – «Лес», собирающий аншлаги, «Пигмалион». В театре Вахтангова с большим успехом идет «Генерал и его семья» с Максимом Севриновским в главной роли, билеты туда не достать.

Я бы обратила внимание на моего зятя, Ивана Замотаева, у которого много спектаклей и концертов. Актер театра и кино, певец и композитор, играет в спектаклях театра «Русская песня» Надежды Бабкиной, артист невероятной харизмы и энергетики.

9.jpg

Есть ли у вас свои правила жизни, которым вы следуете?

– Да, и поэтому хорошо сплю. Я не переступала через других, не шла на компромиссы. Никакие блага материальные или творческие не могли заставить меня перешагнуть через себя. За поступки в жизни стараюсь отвечать. Считаю, и хорошее, и плохое, что получила, заслужила. Не совсем правильно выстраивала свою личную жизнь, где-то была неправа. Но я всегда жила сердцем, эмоциями, по-другому не умею.

Ваши пожелания метростроевцам на 23 февраля.

– Мои слова благодарности и восхищения строителям за их тяжелый труд, за самое красивое в мире метро. И, конечно тем, кто находится на передовой, в зоне СВО, хочу пожелать, чтобы всё у них было хорошо, Господь сберег их, они отработали своё и вернулись здоровыми, радостно продолжили жить дальше. Всем нам силы духа, потому что если это есть, можно преодолеть всё.

Беседовал Сергей Живаев

Фото: Телеграм-канал театра Сатиры, Телеграм-канал Театра Гоголя, сайт kino-teatr.ru