Эрудит Анатолий Вассерман ответил на вопросы нашей газеты. Он рассказал о своих любимых станциях, какую науку считает главной, как тренировать память и почему не хочет быть президентом России.
Анатолий Александрович, пользуетесь ли вы метро?
– Езжу и довольно часто. Не могу сказать, сколько раз в неделю, статистику поездок в метро никогда не вел.
Правда ли, что вы проводите экскурсии для своих друзей по московскому метро?
– Когда я еще был одесситом, устраивал своим друзьям-москвичам экскурсии по станциям подземки. Они хватались за голову: как я этого не замечаю, каждый день езжу? Вот уже четверть века я москвич и сам воспринимаю метро больше как транспортную артерию. Сейчас есть еще около десятка станций, на которых я ни разу не был.
Есть ли у вас любимая станция? Почему?
– У меня две любимые станции. Из довоенных – «Маяковская». А среди послевоенных выбираю «Пушкинскую». Их архитектурные решения устраивают меня, прежде всего, потому что в них отражено творчество эпонимов – поэтов, в чью честь станции названы.
Станции метрополитена Москвы построены в разных архитектурных стилях: здесь и сталинский ампир, и типовые сороконожки 50-х, и современный хайтек. Какой стиль вам ближе?
– Применительно к московскому метро, мне больше всего нравится сталинский ампир. Помнится, архитектор одной из станций на вопрос «Зачем вы предлагае такую роскошь в стиле нарышкинского барокко?» ответил, что народ тратит на метро огромные деньги, пусть видит, куда они идут. Тонкость здесь в том, что цена отделки составляет лишь малую долю стоимости строительства станции. И совершенно ничтожную часть от строительства всего метро – перегонных тоннелей и прочего. Поэтому, какую бы роскошь мы ни демонстрировали в метро, это недорого. Зато глаз отдыхает. В ходе поездки пассажир получает возможность психологически расслабиться и получить удовольствие даже от пребывания под землей. И в конечном счете, транспортная усталость от поездки в московском метро накапливается медленнее, чем в нью- йоркском. У меня была статья о том, почему красивые станции строить выгодно.
В вашем родном городе Одессе с 60-х годов существовали планы на строительство метрополитена, к сооружению которого должны были приступить в начале 90-х. Есть версия, что сам генеральный секретарь Черненко отменил эти планы... Как вы считаете, нужно ли метро в Одессе?
– Метро в Одессе несомненно нужно. Прежде всего потому, что город вытянут вдоль моря и даже одна линия может взять на себя громадную долю пассажироперевозок. Больше, чем в другом городе сравнимого размера. Почему в Одессе метро не состоялось? Трудно сказать, но вряд ли тут дело в решении Черненко. Я подозреваю, что дело скорее тормозилось не в Москве, а в Киеве. В Киеве Одессу традиционно очень не любят.
Почему вы связали свою жизнь с наукой?
– К сожалению, моя жизнь никоим образом не связана с наукой. Хотя в институте меня действительно учили на ученого. Но после учебы я занялся программированием. Потом стал публицистом. То, чем я занимаюсь, с моей точки зрения, не наука. Все, о чем я говорю и пишу, очевидные выводы из известных сведений. Я не исключаю, что известные ученые тоже считают открытия следствиями общеизвестных сведений. Но я сам себя не считаю ученым.
Самая интересная задача, которую вам довелось решать
– Вытягивание себя из заблуждений.
Сейчас довольно популярны различные упражнения для тренировки памяти. Пользовались ли вы когда-нибудь чем- нибудь подобным или считаете, что они бесполезны?
– Есть достаточно серьезные основания считать, что наш мозг фиксирует все, что через него проходит. И проблема именно в том, чтобы вспомнить. Я человек любопытный, и вспоминать мне приходится много и часто. И то, что мне интересно, вспоминаю без особых усилий. Что касается тренажеров для памяти, то есть бесплатная образовательная платформа «Академия Вассермана» wasserman.su. Там собраны различные тренажеры, головоломки и задачи, рассчитанные на разный возраст. Они созданы для того, чтобы помочь тренировать память.
Какую науку вы считаете главной?
– Математику. Это язык наук. Она позволяет описывать любые научные проблемы таким способом, что их удобно решать.
Как вы относитесь к цифровизации в современном образовании? Нужно ли все-таки переходить на дистант и компьютер или полезнее классическое образование?
– Живое образование – это живое общение, и навыки его необходимы в жизни независимо от образования. В дистанционном образовании вижу много плюсов, если оно будет служить дополнением классическому или расширением образовательной программы.
Что вы думаете о новом законопроекте, который предлагает лицензировать научную деятельность, в частности, лекции, в том числе и в интернете?
– Не научную, а просветительскую – здесь существенная разница. Заниматься научными исследованиями никому не запрещают и вряд ли когда-нибудь смогут запретить. А вот в просвещении картина часто довольно удручающая. Сейчас просветителями себя объявляют многие «затемнители». Значительная часть тех, кто числит себя просветителем, распространяет дурацкие фантазии, а иногда и откровенные фальшивки. При всей моей нелюбви к бюрократизму, понимании опасных последствий лицензирования, я считаю, что такое лицензирование необходимо.
В чем же опасные последствия лицензирования?
– Самое опасное последствие лицензирования – если им займутся как раз поборники лженаук.
Если бы вы стали президентом России, что бы вы сделали в первую очередь?
– Посты в исполнительной власти мне противопоказаны. Для этого нужен иной склад характера. Если я стану президентом, быстро «захлебнусь» в вариантах действий. И не смогу выбрать ни один из них.
Какой отдых вы предпочитаете? Что любите делать в свободное время? Есть ли у вас хобби?
– В свободное время я читаю книги, не связанные с моей работой. Как отметил первый русский лауреат Нобелевской премии, физиолог Иван Петрович Павлов: «Лучший отдых – перемена деятельности». Так что читаю и с удовольствием участвую в соревнованиях по интеллектуальным играм.
Есть ли у вас мечта?
– Конечно. Сейчас я мечтаю о воссоединении России и Украины. Когда это произойдет, найдется другое, о чем можно помечтать.
С кем бы вы хотели сразиться в интеллектуальной игре?
– Через турнирный механизм я встречался практически со всеми, кто мелькал на экране в интеллектуальных играх. И с громадным числом людей, не попавших на экран, потому что этим спортом занимаются десятки тысяч человек, всех их экран вместить не может. Судьба сводит с интересными людьми. Играть с теми, кого игра не увлекает, неинтересно.
Кто для вас кумир, на кого вы ориентируетесь в своей жизни?
– Кумиров у меня нет и не было. А ориентировался на очень многих.
КСТАТИ
Анатолий Вассерман 21 мая встретился с Советом ветеранов войны и труда Мосметростроя. Беседа с заслуженными строителями шла о московском метрополитене, его архитектуре и перспективах развития. Наши ветераны вручили эрудиту три книги о Мосметрострое и набор значков для коллекции и получили ответным подарком авторскую книгу под названием «Чем капитализм хуже социализма».
А накануне Дня Победы Вассерман почтил память метростроевцев, ушедших на фронт в 1941-1945 годах, а также работавших в тылу в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Он возложил цветы у мемориального комплекса «Память» школьного музея «Мой любимый Метрогородок». Родственники погибших метростроевцев приходят сюда и возлагают цветы, вспоминают своих дедушек и бабушек.
СПРАВКА
Анатолий Вассерман – советский, украинский и российский журналист, публицист, телеведущий, политический консультант, участник и многократный победитель интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Своя игра». Родился в Одессе 9 декабря 1952 года. Учился в Одесском технологическом институте холодильной промышленности, получил специальность «инженер-теплофизик».