en

Георгий данелия: я горжусь тем, что мой отец – метростроитель

25 августа известный режиссер, Народный артист СССР Георгий Данелия отметит 88-й день рождения. Его отец – Николай Дмитриевич – всю жизнь посвятил строительству. Он начал свой трудовой путь рядовым инженером – путейцем, дорос до главного инженера Метростроя Москвы, а после и Советского Союза. Сын метростроевца по-своему продолжил дело отца. Георгий Данелия не раз снимал сцены своих фильмов в метрополитене. Ко Дню строителя режиссер, чьи киноленты давно снискали всенародную любовь, поделился с редакцией «Метростроевца» воспоминаниями об отце, рассказал о роли метро в своих картинах и о том, чего не хватает современному обществу

Георгий Николаевич, ваш отец был известным и уважаемым метростроевцем. Он вам рассказывал о своей работе?

– Нет, ни в первой половине жизни, ни во второй, когда работал в «почтовом ящике» (на засекреченном предприятии – прим. ред.). Поэтому никаких разговор о его работе не было. Я знаю, что он трудился инженером на строительстве станции «Мясницкая», которая потом стала «Кировской», а теперь называется «Чистые пруды». Где сейчас проспект Сахарова, стоял барак метростроевцев. Мы жили в нем, как раз недалеко от места работы отца. Иногда я подходил к этой шахте, но внутрь не рисковал заглядывать. Потом где-то в 1937-1938 году построили дом для метростроевцев. Мы получили две комнаты, в хорошей квартире. Сейчас этот дом выходит на проспект Сахарова.

Я помню ту гордость, когда мой папа повел меня и маму показывать станцию чуть раньше, чем туда пустили пассажиров. Было довольно суровое время и поэтому роскошь в метро – мрамор, нержавеющая сталь, фрески, мозаика – выглядели сказочно красиво. Метростроевцы этим великолепием очень гордились. Да и все мы тогда гордились, что у нас лучшее метро в мире. Так и осталось до сих пор.

Ваш отец работал на засекреченных объектах?

– Отец стал главным инженером, директором шахты. Затем работал главным инженером Московского метростроя, потом – главным инженером Всесоюзного метростроя. После ушел на строительство «почтового ящика», который был строго засекречен.

Помню, я как-то пошел в детский сад за своим сыном, ему было лет 5-6. Слышу, он со своими друзьями разговаривает, они его спрашивают – а где твой дедушка работает? Сын отвечает – я вам не могу сказать, это совершенно секретно.

ЧЕЛОВЕК ПОРАЗИТЕЛЬНОЙ ЧЕСТНОСТИ

Как Николай Дмитриевич относился к труду?

– Я, кстати, не помню случая, чтобы отец хоть раз опаздывал на работу. У него телефон всегда был возле подушки, потому что часто возникали такие проблемы, которые приходилось срочно решать.

Когда отец умер, пришло очень много метростроевцев. И памятник поставили. Он был поразительной честности человек. Мы жили не очень богато. И я помню, у него была единственная ценность – ботинки. Когда начались бомбежки, он сам не уходил в подвал прятаться, а домработницу отправлял туда с ботинками. Если бомба попадет, то хотя бы ботинки не пропадут.

После войны всем генералам выделили участки и дали субсидии на строительство дачи. И он тоже получил. Все деньги, что были, он пустил на это и даже продал ботинки – главную свою ценность. Потом в одной газете напечатали, что хорошо бы эти дачи генералов отдать под детские сады. И отец на следующий день написал заявление, что он просит забрать нашу дачу под сады. Моя мать тогда сказала, что он будет единственным, кто так поступит. Она была права. Но при этом его полностью поддержала.

РАБОТАЛ И ДНЕМ, И НОЧЬЮ

Отец рассказывал вам о годах войны?

– В 1941 году у него было спецзадание: если немцы зайдут – взорвать метро. Он знал, что не войдут. Позже в этом же году он строил командные пункты для высшего руководства.

В те года отец заболел туберкулезом, поскольку очень много работал и днем, и ночью. Его уложили в больницу. Полежал он неделю, потом вышел и сказал, что не может не работать в такое время. И трудился в том же графике, курил много, но поправился.

Николай Дмитриевич гордился своими наградами?

– Когда ему дали генерала, он с большим юмором к этому отнесся. Был такой эпизод. Отец любил Сандуновскую баню. И по выходным ходил туда. Когда я чуть подрос, он начал и меня брать. Там располагался бассейн, я в нем и научился плавать.

Где-то в 1943-1944 году мы тоже пошли туда. Он мылся у банщика, считал, что только так можно отмыться. И вот как-то раз подошел какой-то человек и говорит, что имеет право пройти без очереди. Отец сказал: «Почему же? Я уже лежу. Подождите». На что получил ответ: «Нет, я генерал». Отец: «Откуда я знаю, что вы генерал?». Этот ушел и вернулся голый, но в кителе. Когда мы одевались, я отца спросил, почему он не сказал, что тоже генерал. А он мне ответил, что перед банщиком неудобно было: «Он бы подумал, что я такой же дурак».

Еще один случай помню. Что-то стряслось на стройке. Отец выехал ночью на объект и начал командовать спасательными работами. Туда же приехал Алексей Николаевич Косыгин и тоже стал руководить. Отец одно говорит, Косыгин другое. И вдруг отец на него наорал: «Ты можешь замолчать? Ты мешаешь, а ну уходи отсюда!». Косыгин тогда сказал, что отец прав. Командовать должен один. Но все-таки отцу это не простили и при первом удобном случае его сняли.

Он тогда купил много деревянных досок и сделал из них полки, накупил книг и расставил. Я теперь сижу в его кресле, смотрю на полки и книги. Отцом горжусь. Я рад, что он – метростроевец. У него много наград, два ордена Ленина.

Метростроевцы – особые люди. Когда построили первое метро, они были, как космонавты. Для того времени это самое большое и красивое достижение Советского государства. Метростровцами гордилась вся страна. Они сделали лучшее метро в мире.

МЕТРО КАК СЪЕМОЧНАЯ ПЛОЩАДКА

Как человек с архитектурным образованием, какую станцию вы любите больше остальных?

– Мне нравилась станция «Дворец Советов», сейчас это «Кропоткинская». Гармония, простота. Это светлая, гостеприимная станция. Мы, кстати, снимали фильм «Осенний марафон» в ленинградском метро – картина начинается с кадров, как герой едет в подземке.

Отец видел ваши картины?

– Картины он видел. В фильме «Я шагаю по Москве» герой, которого играет Никита Михалков, метростроевец. Он мог бы работать где угодно, но я решил, что отцу будет приятно, если герой станет проходчиком метро.

Отец был человек сдержанный. Он смотрел картину и говорил – ну, ничего. Потом мама рассказала, что ему нравится, просто характер такой. Я его уважал и слушался до последнего дня.

НЕЛЬЗЯ ЗАКАПЫВАТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ

В одном из интервью вы говорили про энергетику. Какой сейчас не хватает нашему обществу?

–Если говорить о метро, я помню, как там было просторно и удобно ехать. Помню огромные скопления людей, но в моей памяти все пассажиры были добрые, я никогда не видел злобы, агрессии или ссоры. Может, повезло. Бывает такое, наверное, но я этого ни разу не видел. Хотя долго ездил на метро на работу.

Сейчас ритм жизни ускорился, информации много. По всем программам на телевидении говорят слишком быстро, при этом кричат. Создается впечатление тревоги, как будто что-то сгорело или война началась. А это они, оказывается, погоду объявляют. Чтобы экономить время для рекламы, телевидение преподносит новости с дикой скоростью. Раньше слова диктора действовали успокаивающе, а теперь тревожат и заставляют волноваться. Это влияет на людей, потому что они привязаны к телевидению.

Думаю, нам не хватает информации о добре. Сейчас показывают много преступлений, убийств и несчастий, журналисты моментально это схватывают. А вот хорошего, доброго, честного – меньше. Поэтому народ агрессивнее, чем раньше.

На это можно как-то повлиять?

– Через программы на телевидении. Нужно меньше агрессивности, негатива. Пускай ведущие говорят не как хорошо злиться, а как хорошо помириться. Как приятно, когда все успокоилось. Но они кричат. А некоторые даже позволяют себе хамить на экране. Кого-то толкать, обзывать. Это же перенимается. Это все становится нормой. Я понимаю, нет цензуры, но нужна мораль. Нравственность не должна так глубоко закапываться.

СПРАВКА: Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси, через год семья переехала в Москву. Состоял в комсомоле. В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, в 1954—1955 годах работал архитектором в Институте проектирования городов. Данелия интересовался кино, снимался в массовках и в 1956 году поступил на только что открывшиеся Высшие режиссерские курсы (мастерская Михаила Калатозова), которые окончил в 1959 году. С 1959 года — режиссер-постановщик «Мосфильма». Снял множество фильмов, ставших классикой советского и российского кинематографа: «Я шагаю по Москве» (1964), «Афоня» (1975), «Мимино» (1977), «Осенний марафон» (1979), «Кин-дза-дза!» (1986), «Паспорт» (1990) и другие.

КСТАТИ: Одна из сцен киноленты Георгия Данелии «Кин-дза-дза!» (1986 год) снималась в тоннеле станции метро «Полянка» во время строительства участка от «Серпуховской» до «Боровицкой». Объект запечатлен на 83-й минуте фильма. Тоннель сыграл роль нелегального входа в торговый центр на планете Плюк, через который герои отправились добывать гравицапу.