К 20-летию завершения строительства Третьего транспортного кольца и открытия движения по Лефортовскому тоннелю в Музее истории Лефортово, филиале Музея Москвы, 7 июля начала работу выставка «Кольца Лефортова». Экспозиция представляет исторические, градостроительные, архитектурные, социальные и технологические особенности кольцевой структуры города на двух уровнях – глобальном общемосковском и локальном лефортовском.
Выставка «Кольца Лефортова» занимает два зала Музея истории Лефортово. Большой зал знакомит посетителей с историей колец от Камер-Коллежского вала до Большой кольцевой линии. В Малом зале воссоздана библиотека и кабинет проектировщика, а также склад и архив. Экспонаты выставки – карты, литографии, гравюры, фотографии, проектные материалы, археологические находки и макеты из коллекций Московского Метростроя, Института Генплана Москвы, Музея архитектуры имени Щусева и др.
«Московский Метрострой ведет свою историю с 1931 года. За 92 года нашим коллективом построено и реконструировано около 200 станций метро, проложено более 600 км тоннелей, возведено 30 км автодорожных развязок и магистралей, – рассказал на открытии выставки генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков. – Московский Метрострой принимал самое активное участие в строительстве Лефортовского автомобильного тоннеля. Этот тоннель стал последним, замыкающим участком Третьего транспортного кольца и одной из самых сложных строек своего времени».
При прокладке тоннеля под рекой Яузой и Лефортовским парком на глубине 30 метров строители осваивали новую технику и новые прогрессивные методы проходки. Здесь впервые в России использовали проходческий щит диаметром 14,2 метра, а также применили метод ограждения котлована 30-метровым шпунтом.
«Высокая подготовка специалистов, современная техника и технологии – всё это позволило выполнить работы своевременно и качественно», – подчеркнул Сергей Жуков.
Мосметрострой также построил станцию «Лефортово» Большой кольцевой линии метро – она открылась в 2020 году первоначально в составе Некрасовской линии, а в феврале 2023 года была интегрирована в Большую кольцевую линию. Станция «Лефортово» сооружалась открытым способом в котлованах глубиной в 20-27 метров.
Из интересных фактов: станция находится на месте бывшего пруда. Это создало строителям определенные трудности. Когда сооружали лотковую плиту, по сути это основа станции, оказалось, что на ее месте проходит подземный ручей.
Вторая особенность – на станции сооружен двухмаршевый подъем – сейчас это довольное редкое сочетание.
Третья особенность – один вестибюль вместо запланированных двух. По настоянию жителей проект был изменен. У станции появился только один выход – расположен он в стороне от самой станции между Наличной улицей и кинотеатром «Спутник». Второй вестибюль построен лишь в качестве эвакуационного выхода.
На выставке можно увидеть аутентичные костюмы первостроителей метро, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными образцами. Из них часть оригинальные, а другая часть искусственно состарена. Кроме того, представлена миниатюрная копия тоннелепроходческого механизированного комплекса Herrenknecht. Этот щит сооружал перегонные тоннели от станции «Лефортово» к станции «Авиамоторная» БКЛ и многие другие.
Также можно увидеть макет ТПМК Lovat для наклонного хода – он был впервые применен Московским Метростроем при сооружении эскалаторных тоннелей. Макет используется как наглядное пособие при обучении и повышении квалификации рабочих.
Даты проведения выставки: 7 июля — 26 ноября 2023
Место проведения: Крюковская улица, 23, Музей истории Лефортово
Кураторы: историк архитектуры и градостроительства Москвы Александр Змеул, руководитель филиала «Музей истории Лефортово» Наталия Смолянинова.