en

Железная дорога под горой: модернизация тоннеля имени Сталина

17.03.2023
Владивостокский тоннель (ранее имени И.В. Сталина) – однопутный железнодорожный тоннель во Владивостоке. Он проходит под горой Шошина и связывает долину Первой Речки с районом Минного городка и Луговой улицей. Сооружение имеет статус стратегического объекта, а также памятника истории и архитектуры краевого значения. Через него осуществляются грузовые перевозки в порты на мыс Чуркин, подвоз угля к Владивостокской ТЭЦ-2, а также движение пассажирских электропоездов.

Впервые вопрос прокладки тоннеля возник во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Его строительство было необходимо для соединения Первой речки железнодорожной веткой с южным берегом Золотого Рога и бухтой Улисс, для прикрытия Владивостока со стороны Уссурийского залива.

13 декабря 1912 года был утвержден проект железнодорожной ветки от станции Первая Речка до станции Гнилой угол со строительством тоннеля длиной 1380 метров, шириной 5 метров и высотой 8 метров. Работы начались в мае 1914 года.

Предполагалось, что пробивку направляющего хода должны были закончить не позднее 1 октября 1915 года. Полностью тоннель планировалось сдать в эксплуатацию к 1 мая 1916 года, но в связи с начавшейся мировой войной в 1916 году строительство остановили. К тому моменту под землей прошли только 90 метров сооружения.

К вопросу возобновления строительства вернулись только в 1931 году, когда стала возрастать угроза вторжения Японии. К концу 1933 года работы продолжились и в 1935-м тоннель был сдан в эксплуатацию.

В 1970-е годы его открыли для пассажирских поездов, таким образом включив в систему пригородного электротранспорта.

Избыточное количество взрывчатки, которое применили при строительстве, разрушило грунт в основании объекта, образовались пустоты, в которых скапливалась вода, она стала просачиваться в тоннель. В зимний период там появлялись сосульки и ледяные наросты: в это время оттуда вырубалось и вывозилось в среднем 1800 кубометров льда.

Постоянные протечки, которые превращались в ледяные глыбы, ослабляли прочность обделки. Для осушения объекта рядом построили дренажную штольню, но и она не смогла помочь в полной мере. В результате было принято решение его реконструировать.

Первоначальный проект модернизации Владивостокского тоннеля им. Сталина предусматривал полное его закрытие с переключением движения поездов в обход сооружения в центральную часть города и его перепроходку традиционными способами.

Этот проект не был согласован администрацией Приморского края из-за его высокой стоимости и больших организационных сложностей по устройству обхода тоннеля на время проведения работ.

Основным условием местных органов власти было не прекращать эксплуатацию тоннеля на время проведения строительных работ, так как он выполняет важные транспортные функции по обслуживанию морского порта и городской инфраструктуры.

Реконструкция 2016-2019: новая жизнь тоннеля от АО «Мосметрострой»
Получив отказ от администрации Приморского края на полное закрытие тоннеля на период его реконструкции, заказчик – Российские железные дороги – обратился в АО «Мосметрострой» с просьбой предложить альтернативные варианты реконструкции и обеспечить эксплуатацию сооружения во время выполнения работ, сохранить размеры объекта, снизить стоимость и сроки по отношению к первоначальному проекту.

Специалисты АО «Мосметрострой» провели инженерный анализ фактического состояния тоннеля и предложили комплекс современных технологий. В результате был создан проект, предусматривающий формирование многослойной конструкции постоянной обделки сооружения, в котором удалось применить самые передовые инновационные разработки, используемые в мировой практике при модернизации тоннелей, и обеспечить решение поставленной задачи.

Все работы по модернизации тоннеля выполнялись в технологические «окна» без остановки движения поездов.

Впервые в России Мосметростроем был разработан проект и применена технология модернизации железнодорожного тоннеля, построенного 82 года назад, где на одном объекте адаптировали для конкретных условий работ и внедрили разные современные мировые достижения и инновации в области тоннелестроения.

Реконструкция проводилась в период с октября 2017 года по март 2019 года. Она закончилась на полтора года раньше и была в два раза дешевле относительно первоначального проекта.

С применением современных технологий при модернизации тоннеля был достигнут и значительный социальный эффект: обеспечена бесперебойная доставка грузов по железной дороге в морской порт Владивосток и из него, на теплоэлектростанцию, а также для городских нужд на весь срок выполнения работ на объекте.

Тоннель является памятником исторического наследия, поэтому также была проведена реставрация его порталов с сохранением их исторического облика.

Международные эксперты высоко оценили работу столичных метростроевцев. На конкурсе «Лучший реализованный проект – 2019» реставрация тоннеля имени тов. Сталина была признана победителем в своей номинации. Итоги были подведены в США в ходе ежегодной конференции Мировой тоннельной ассоциации. Проект обошел конкурентов из Великобритании и Сингапура.

Сейчас над тоннелем располагаются городские коммуникации и плотная застройка.

Источник: Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы