en

Движения между «Автозаводской» и «Орехово» откроется 10 мая

09.05.2023

Провести сложную реконструкцию удалось всего за полгода. Вместе с обновленным участком Замоскворецкой линии откроется дополнительный выход из южного вестибюля станции метро «Царицыно».
Участок Замоскворецкой линии метро от «Автозаводской» до «Орехова» откроется 10 мая. Более 600 тысяч пассажиров смогут снова вернуться к привычным маршрутам. Об этом во время технического пуска движения на участке сообщил Сергей Собянин.

Работы по строительству новых тоннелей длиной 270 метров на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская» успешно завершились, 9 мая состоялся технический пуск участка.

«Часть Замоскворецкой линии была закрыта на реконструкцию в связи с тем, что она находилась в аварийном состоянии, двигаться по ней уже было невозможно, потому что в свое время, когда ее строили в 1980-х годах, допустили серьезные проектные ошибки, которые сегодня пришлось исправлять таким экстренным способом. Мы долго сомневались, нужно или не нужно закрывать ее на реконструкцию, потому что это одна из популярных веток метро, самых загруженных. Тем не менее такое решение приняли», — отметил Сергей Собянин.
По его словам, работы, на которые требовалось около 1,5 лет, удалось провести за полгода. В них было задействовано почти три тысячи человек. «Это действительно подвиг, который совершили и строители, и Московский метрополитен, которые параллельно ремонтировали пути и другие станции», — добавил Мэр Москвы.

Он поблагодарил метростроителей и сотрудников метро за успешно завершенную работу и накануне 88-летия Московского метрополитена вручил коллективу предприятия почетный знак «За успехи в труде». Указ о награждении ранее подписал Президент России Владимир Путин. Этот знак был утвержден в 2021 году, и сегодня в России его удостоены сотрудники всего 20 предприятий.

Также Сергей Собянин поздравил ветеранов и работников Московского метрополитена и метростроителей с Днем Победы.

«Сегодня святой для страны праздник — День Победы. Поздравляю коллективы и ветеранов. Коллективы были созданы еще до Великой Отечественной войны, прошли со страной весь путь и, конечно, играли значительную, огромную роль в становлении экономики Москвы. Спасибо вам огромное!» — сказал Мэр Москвы.
Тоннели с современной гидроизоляцией
Участок «Кантемировская» — «Орехово» Замоскворецкой линии метро (в то время — Горьковско-Замоскворецкой) был открыт 30 декабря 1984 года. Тоннели были построены в обводненных грунтах, что привело к проблемам с эксплуатацией. Уже на второй день была выявлена просадка пути из-за вымывания грунта под тоннелем на участке от «Кантемировской» до «Царицына». Тогда движение остановили до 9 февраля 1985 года. В последующие годы службам метро приходилось периодически устранять течи с выносом песка, чтобы поддерживать участок в работоспособном состоянии.

С января 2001 года скорость движения поездов здесь ограничили до 25 километров в час, а с 2010 года был организован ежедневный онлайн-мониторинг технического состояния участка.

После масштабного обследования, проведенного специалистами Московского метрополитена и научно-исследовательского центра Тоннельной ассоциации России, было решено прекратить движение и построить новые тоннели на перегоне «Кантемировская» — «Царицыно», чтобы решить проблему кардинальным образом. Участок «Автозаводская» — «Орехово» закрыли на реконструкцию 12 ноября 2022 года.

Сотрудники АО «Мосметрострой» и Московского метрополитена выполнили масштабные работы по строительству новых тоннелей в рекордный срок — менее полугода. Три тысячи человек и около 100 единиц техники были заняты круглосуточно. Работы велись открытым способом на глубине 17 метров (что сопоставимо с высотой пятиэтажного дома), длина зоны производства работ составила 270 метров.

Тоннели были построены заново с применением современных свайных и гидроизоляционных технологий. Специалистам пришлось извлечь 20 тысяч кубометров грунта (около двух тысяч 15-тонных самосвалов), демонтировать старые пути, кабельные коммуникации, тюбинги и конструкции, затем сделать свайный фундамент. Теперь тоннели расположены на монолитной бетонной плите и зафиксированы в бетонном контуре. Сама плита опирается на баретты, способные выдерживать огромные нагрузки.

Внутри смонтировано 128 усиленных чугунных тюбингов диаметром 5,5 метра, для гидроизоляции использовано 9,5 тысячи кубометров бетона. Завершающим этапом стал монтаж новых путей и кабельных линий.

На период проведения работ конечными станциями Замоскворецкой линии стали «Автозаводская» и «Орехово», так как только на них есть оборотные тупики для разворота поездов. В это время для пассажиров были организованы два бесплатных маршрута КМ, а еще два регулярных маршрута стали бесплатными. 300 автобусов КМ ходили с минимальным интервалом в одну минуту. Ускорить движение общественного транспорта позволило использование 30 километров выделенных полос (в том числе 10 километров новых). Сориентироваться в метро и построить оптимальный маршрут пассажирам помогали 1300 сотрудников транспортного комплекса. Также по просьбам жителей были уменьшены интервалы и изменены трассы ряда действующих маршрутов наземного транспорта, выделены бесплатные абонементы для пассажиров поездов Павелецкого железнодорожного направления. Всего бесплатно было перевезено более 27 миллионов пассажиров: свыше 22 миллионов — автобусами КМ и более пяти миллионов —электричками Павелецкого железнодорожного направления.

Ремонт станций и обновление инфраструктуры
Параллельно с реконструкцией тоннелей обновили инфраструктуру всех закрытых станций. На «Коломенской» была заменена облицовка колонн, пола и путевых стен площадью 1,3 тысячи квадратных метров, отремонтированы платформы, обновлены своды. На «Кантемировской» отремонтирован подземный переход: устранены локальные водопроявления, обновлены потолки, уложена новая мраморная облицовка и гранитный пол. Также в ходе работ обновили своды станции, отреставрировали металлические звезды, украшающие путевые стены.

Обновлен также подземный переход станции метро «Царицыно»: заменена облицовка стен, полов и потолка, обновлены освещение и тепловая сеть, установлены новые навесы.

На станциях «Коломенская», «Каширская», «Кантемировская» и «Царицыно» (в общей сложности на двух километрах пути) шпалы заменены на 4,3 тысячи виброгасящих блоков. Всего на реконструированном участке Замоскворецкой линии обустроено 18,5 километра бесстыкового пути, отремонтировано 13 тысяч шпал.

Всего в работах были задействованы три тысячи человек.

В июле 2023 года планируется завершить благоустройство территории возле станции «Царицыно», рядом с которой был вырыт котлован для замены тоннеля. Здесь уложат новый асфальт и тротуарную плитку, высадят деревья, обустроят сквер со спортивными площадками.

Благодаря проведенным работам поездки на южном участке Замоскворецкой линии метро стали более безопасными, быстрыми и комфортными для пассажиров. Скорость движения поездов на перегоне «Царицыно» — «Кантемировская» увеличится до 70 километров в час, а уровень шума снизится на 30 процентов.

Более 660 тысяч человек смогут вернуться к своим привычным маршрутам поездок по городу, а также строить новые благодаря появившейся пересадке на Большую кольцевую линию метро. Ожидается, что ею будут пользоваться свыше 50 тысяч пассажиров в сутки, а их путь станет быстрее на 20–30 минут.

Возобновление движения позволит снизить нагрузку на южные участки Серпуховско-Тимирязевской (до 12 процентов) и Люблинско-Дмитровской (до 25 процентов) линий метро.

Дополнительный выход на станции «Царицыно»
В ходе работ отремонтирован и открыт дополнительный выход из южного вестибюля станции «Царицыно», законсервированный в 1984 году. Он расположен на нечетной стороне Луганской улицы и ведет от станции метро к крупному жилому кварталу, в котором проживают 15 тысяч человек. По мере реализации программы реновации их число вырастет почти в два раза — до 26 тысяч человек. Ожидается, что новым выходом будут пользоваться 15 тысяч пассажиров в сутки, дорога до метро сократится на 150 метров.

История строительства Замоскворецкой линии
Первый участок Замоскворецкой линии (в то время — Горьковский радиус) был открыт 11 сентября 1938 года. В него вошло шесть станций — от «Сокола» до «Площади Свердлова» (сегодня — «Театральная»). «Маяковская» стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. В 1939 году ее проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Продление линии в южные районы города началось незадолго до Великой Отечественной войны. Активное строительство прерывалось лишь на полгода во время битвы под Москвой. Работы возобновили уже в декабре 1941 года, как только немецкие войска отошли от Москвы, а бомбежки стали реже.

1 января 1943 года был введен в эксплуатацию участок от «Площади Свердлова» до «Завода имени Сталина» (сегодня — «Автозаводская»). «Павелецкую» и «Новокузнецкую» поезда проезжали без остановок, для пассажиров их открыли только 20 ноября 1943 года.

Во время войны многие станции Замоскворецкой линии были переоборудованы в бомбоубежища. Самая известная из них — «Маяковская». В 1941 году здесь даже прошло торжественное заседание Моссовета.

Помимо укрытия населения, летом 1941 года на метрополитене был организован участок по выпуску военной продукции. В мастерские на территории электродепо «Сокол» для производства снарядов и другой продукции из разных эксплуатационных служб и подразделений метро были командированы лучшие слесари.

После завершения Великой Отечественной войны Замоскворецкая линия стала одним из главных мест размещения объектов монументального искусства, посвященных подвигу советского народа.

Так, напротив эскалатора на «Автозаводской» установлено крупное мозаичное панно, изображающее парад на Красной площади. На «Белорусской» расположена монументальная скульптурная группа «Белорусские партизаны». Интерьер «Новокузнецкой» посвящен стойкости и борьбе народа: в центральном зале установлены металлические щиты в обрамлении знамен, посвященные защитникам Ленинграда, Севастополя, Одессы, Сталинграда, а также создан гипсовый скульптурный фриз с фигурами солдат и офицеров Красной армии. А одна из станций Замоскворецкой линии — «Кантемировская» — названа в честь известнейшей танковой дивизии. Путевые стены здесь украшают металлические звезды, а светильники на платформе выполнены в цветах гвардейской ленты.

В дальнейшем линия росла вместе с городом. В 1964 году она дошла до станции «Речной вокзал» на севере, а в 1969 году — до «Каховской» на юге.

В 1984–1985 годах открыто движение на участке «Каширская» — «Орехово» — «Красногвардейская» до района массовых застроек в Орехово-Борисове.

Новая история линии началась в 2012 году с продления до станции «Алма-Атинская» на юге. Десятки тысяч жителей района Братеево получили метро в пешей доступности.

В 2014 году здесь открылось электродепо «Братеево», а в 2015 году на участке между «Автозаводской» и «Коломенской» построили станцию «Технопарк», которая сегодня стала популярной благодаря парку развлечений «Остров мечты».

Продление линии на север началось в 2017 году. Сначала она дошла до «Ховрина», а затем, в 2018 году, открылась промежуточная станция «Беломорская». Жители районов Ховрино и Левобережный теперь экономят время в пути, добираясь до метро без использования наземного транспорта.

Источник: Официальный сайт Мэра Москвы