История жизни Татьяны Федоровой, которая покоряла небо, строила московское метро, руководила шахтой и… перевернула представление о женских профессиях.
До конца августа в Музее Москвы на Зубовском бульваре работает выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х». Как говорят в музее, это главный его проект в 2024 году. В экспозиции собраны 2000 экспонатов, связанных с жизнью москвичек того времени.
Это художественные полотна, журналы, плакаты и атрибуты моды той поры. Фоном, а точнее – действующим лицом представленного является и город, именно в то время он строился и перестраивался, приобретая новые черты и особенности. И конечно, в этом процессе огромную роль играли его жительницы – энергичные, прекрасные, заряженные на успех и творчество. «Москвичка» включает экспонаты из 30 российских музеев и частных коллекций, в том числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА
Любое выставочное пространство, а тем более масштабное, создает в восприятии те или иные смысловые акценты. Для московского Метростроя (ныне АО «Мосметрострой»), как и многих посетителей, одним из таких акцентов является портрет Татьяны Федоровой, в прошлом заместителя руководителя этой организации, выполненный художником Виктором Полтавским в 1977 году. Большое полотно запечатлело уже зрелую, умудренную жизненным опытом красивую женщину.
В 1933 году, когда Татьяна 18-летней девушкой пришла работать на строительство метро, она даже не предполагала, какой большой путь в профессии ей предстоит. Карьера началась с работы бетонщицей. Первый взлет обеспечило стахановское движение, пятикратное перевыполнение плана. Уже спустя пять лет после прихода на стройку подземки Татьяна Федорова была удостоена ордена Ленина, выбрана депутатом Верховного Совета и депутатом Моссовета и делегирована в Париж на первый Всемирный конгресс женщин.
Перед войной она поступила в МИИТ, Московский институт инженеров транспорта (ныне РУТ), и вступила в партию. Кроме того, и это было типично для людей Мосметростроя, она занималась спортом, посещая знаменитый аэроклуб, выполняя прыжки с парашютом. Немалая часть ее профессиональной деятельности протекала на посту заместителя руководителя этой уважаемой организации, который она заняла в 1961 году. Под ее непосредственным руководством были построены станции «Новослободская», «Киевская»-кольцевая, «Ботанический сад» (ныне – «Проспект Мира»), «Первомайская». О себе Татьяна Федорова говорила так: «Я родилась в нужное время – когда перед человеком ставились невозможные задачи и нужно было их решать!»
ДРУЖИТЬ МУЗЕЯМИ
Метростроевцы говорят о Татьяне Федоровне с огромным воодушевлением, перефразируя в ее отношении знаменитую цитату из советского фильма: парашютистка, комсомолка, руководитель и просто красавица. Особо подчеркивается, что и сейчас в 11-тысячном коллективе этой организации каждый человек – это ценность. Собственно, и налаживание сотрудничества с Музеем Москвы связано с этим – показать вклад людей в строительство уникальной транспортной системы города. Опыт взаимодействия Мосметростроя и Музея Москвы уже известен: в 2023 году прошла выставка «Кольца Лефортова» по случаю 20-летия завершения строительства Третьего транспортного кольца столицы и открытия движения по Лефортовскому тоннелю. Имеет эта организация и небольшой собственный музей. Но документы, которые хранят и его собственные фонды, и ветераны этой организации, по праву претендуют на всеобщий интерес. Стремясь сохранить и предать их публичности, сегодня мосметростроевцы намерены установить на одной из первых станций московской подземки памятник. Его макет был представлен на церемонии подписания соглашения.
ГОРОД, ЛЮДИ И ЗВЕЗДЫ 30-Х
Выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» представляет широкие картины переустройства старой Москвы, включая и сцены строительства метро. Причем это полотна разных жанров. Например, работа Евгения Лансере 1935 года – это эскиз для майоликового панно, выполненный для оформления станции метро «Комсомольская»-радиальная. Очень живой рисунок, правую часть которого «занимают» энергичные персонажи-метростроевки, выполнен в цвете. Как говорят эксперты, в то время было не так уж просто попасть на такую стройку – действовали ограничения для женщин. Так что на лицах этих героинь – радость победительниц. Несколько выпусков журнала «Работница» запечатлели на своих обложках черно-белые портреты женщин того времени. Одна работает за станком, другая выполняет эскиз, третья моет окно круглой формы – объекта явно конструктивистского стиля. Есть жанровые полотна, отображающие жизнь и работу женщин-ученых в лабораториях того времени. Например, картина Елены Мельниковой «Экскурсия на завод «Шарикоподшипник». Другая художница – Вера Орлова в 1936 году запечатлела сюжет, связанный с работой ОТК и тоже на заводе «Шарикоподшипник». Герои картины отражают стиль эпохи, моду на определенные типажи – полноватых румяных женщин, которые даже в спецовках и платках выглядят очень женственно.
Некоторые городские пейзажи столицы, связанные со стройками, имеют явные указания на те или иные географические точки города. Например, таким ориентиром на одной из картин является стена Кремля. Она и подсказывает, в каком именно месте шла работа градостроителей и что именно они могли сооружать. Интересный поворот в экспозиции связан и с двумя другими выдающимися фигурами того времени – скульптором Верой Мухиной и актрисой Любовью Орловой. Обеим посвящены отдельные экспозиции. И здесь посетителя встречает неожиданное. Например, Вера Мухина представлена как человек, занимавшийся советской модой – по ее образцам шили модные для того времени одежду и шляпки. Немало удивит и обувь великого скульптора: пышная, даже мощная женщина (такой обычно представляется автор знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница») имела изящную тонкую ногу – судя по ее туфлям, представленным на стенде.
По-новому подана и звезда советского кино Любовь Орлова, в частности, ее работа в фильме «Светлый путь», отражающем трудовой путь деревенской девушки, ставшей известной ткачихой и удостоенной высоких правительственных наград. Собственно, такова и карьера самой Любови Орловой: придя в Москву из Звенигорода, эта представительница известного дворянского рода скрывала свое происхождение и в первые годы освоения Москвы занималась продажей рыбы. А потом – благодаря таланту, удаче, высокой работоспособности и внешним данным – стала звездой номер один отечественного кинематографа. На Западе такие биографии и таких людей называют «человек, сделавший себя сам». Примечательно, что фильм «крутили» не только в СССР, но и в странах Запада, а история героини «Светлого пути» там воспринималась как история советской Золушки. В западных странах фильм получил название «Таня». Так что эти экспонаты «Москвички» – зарубежные афиши с надписью Tanya и изображением советской звезды – видел весь мир.
Московская Перспектива