Музей Метростроя пишет «летопись» большой страны через призму истории столичного метро.
Под занавес культурного сезона в столичном Музее Мосметростроя открылась выставка «Метрострой. Война. Блокада. История одной судьбы», подготовленная музеем совместно с «Российской газетой». Это не первая крупная экспозиция в стенах учреждения и не первая знаковая инициатива его сотрудников. Так, недавно было подписано соглашение с Музеем Москвы, был реализован ряд значимых проектов и вообще, у музея большие планы.
Конструктор-уникум
Главным героем выставки стал Павел Васильевич Тюменев, конструктор первых советских эскалаторов для метрополитена, волею судьбы оказавшийся 22 июня 1941 года в Берлине, прошедший концлагерь Дахау, блокаду Ленинграда и участвовавший в строительстве московского и ленинградского метрополитена.
«На днях исполнилось четыре года Музею Мосметростроя – он был открыт 23 июня 2020 года. Так совпало, что свой день рождения отметим новой экспозицией из Санкт-Петербурга, посвященной ленинградцу Павлу Тюменеву, – отметил генеральный директор АО «Мосметрострой» Сергей Жуков. – Ленинградский завод «Красный металлист», где работал Тюменев, был надежным поставщиком эскалаторов и эскалаторного оборудования для первых очередей московского метро. Уверен, что выставка будет интересна горожанам и гостям столицы, а для подрастающего поколения история судьбы известного конструктора – хороший пример для подражания».
Павел Тюменев оставил скрупулезные воспоминания – о своей командировке в Германию, о пребывании в концлагере и возвращении на Родину, о блокаде и эвакуации по Дороге Жизни, о работе на строительстве московского и ленинградского метро.
Дневники Павла Васильевича Тюменева, бережно сохраненные его потомками, легли в основу выставки. Также на выставке представлены уникальные документы, подлинные вещи и фотографии той эпохи. Организатором выставка стала «Российская газета», где работает внучка Павла Тюменева – обозреватель Татьяна Тюменева, которая рассказала об удивительной судьбе своего дедушки на страницах издания.
Тюменев – один из талантливых конструкторов, который стоял у истоков советского эскалаторостроения. В Музее Метростроя рассказали, что к 1940-м годам перед советским государством стояла задача построить метро в Ленинграде. Договориться с европейскими производителями эскалаторов не удалось. Ситуацию спасли конструкторы, которые создали работающий эскалатор без чертежей и исследований.
Выставка приурочена к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В Петербурге выставка экспонировалась в Доме журналиста на Невском проспекте, Центральном государственном архиве научно-технической документации Санкт-Петербурга и Центральном музее железнодорожного транспорта РФ.
Выставка будет работать до 30 августа 2024 года. Музей открыт с понедельника по пятницу с 10 до 17 часов, кроме праздничных дней. Вход свободный. Добавим, что постоянная экспозиция музея включает в себя многочисленные артефакты и документы об истории Мосметростроя и его работников. Из знаковых и любопытных экспонатов можно отметить модель тоннелепроходческого щита и костюмы метростроевцев разных эпох.
На столичном уровне
Один из главных выставочных комплексов столицы – Музей Москвы и флагман отечественного метростроения – Московский Метрострой подписали Соглашение о сотрудничестве.
В скором времени на различных площадках Музея Москвы можно будет увидеть редкие артефакты Московского Метростроя, в том числе с первых очередей строительства Московского метрополитена.
Соглашение предусматривает проведение совместных выставочных проектов, раскрывающих неизвестные детали подземной Москвы и истории метростроения, начиная с 1935 года, – ввода в эксплуатацию первой линии столичного метрополитена. Отдельные экспозиции будут посвящены истории трудового подвига тех, кто прокладывал первые тоннели метро.
Уже сегодня в стенах Музея Москвы развернута выставка «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», на которой можно увидеть портреты метростроевок, участниц строительства первой очереди столичного метрополитена, в том числе Татьяны Федоровой, единственной женщины – начальника шахты, Героя Соцтруда.
Важные дела и большие перспективы
Усилия музея по сохранению исторической памяти поддерживает руководство Мосметростроя. Так, в День памяти и скорби, 22 июня 2023 года, на Бородинском поле после реставрации открылся мемориал московским метростроевцам, возводившим оборонительные сооружения в 1941 году. Памятный монумент отремонтирован силами Московского Метростроя.
Почетное право открыть отреставрированный памятный знак предоставили генеральному директору Московского Метростроя Сергею Жукову и директору Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника Игорю Корнееву.
В планах музея дальнейшая работа над сохранением памяти о метростроевцах. В частности, предстоит большая работа с архивными документами, фотоматериалами. В последние годы сотрудники музея изучают художественные работы метростроевцев, имеющие помимо исторического (показан быт метростроевцев) и художественное значение.
– Кроме того, в планах музея – выйти на уровень города или даже федеральный, стать не просто отраслевым музеем, но культурной организацией столичного или государственного статуса. В музее уверены, что это позволить расширить возможности учреждения, а посетители смогут ещё лучше узнать об истории одной из главных строек прошлого века в нашей стране, – подытожил руководитель музея Павел Калинин.
Московская перспектива