Тоннелепроходческий комплекс Lovat 242-SE с именем «Клавдия» соорудил правый перегонный тоннель от тупиков за станцией «Селигерская» до «Улицы 800-летия Москвы» на продлении Люблинско-Дмитровской линии метро. За 50 дней щит преодолел 290,4 метра.
Заместитель генерального директора АО «Мосметрострой» Олег Мельников (справа на фото) и глав¬ный инженер ООО «ТО-6 Метростроя» Виктор Самара
Особых сложностей для бригад ТО-6 за неполные два месяца не было. Геологию на участке Люблинско-Дмитровской линии изучили заранее. На первых 126 метрах ТПМК встречал преимущественно карстовые породы.
– Мы уже сделали выводы по ранее пройденному левому перегонному тоннелю, – рассказал начальник участка №2 ТО-6 Евгений Бачурин. – Мы поняли, как лучше вести машину, поэтому на правом тоннеле справились достаточно оперативно. Рассчитывали на одну скорость, но получилось даже быстрее.
В среднем в сутки «Клавдия» на глубине 19 метров проходила до десяти метров, специалисты за 24 часа монтировали восемь колец.
– Легендарный щит чувствовал себя в основном прекрасно, – продолжил Евгений Бачурин. – Была небольшая поломка с гидромотором, но ее быстро устранили. К выходу ТПМК на площадке №33 готовились основательно. Был сооружен и обустроен котлован. Работы вели специалисты Строймехсервиса с мая.
– Мы отвечали за все земляные работы. Силами сотрудников СМС участка № 6 сделали стену в грунте. Мы разработали котлован, – рассказал начальник участка №2 СМС Илья Шевляков. – Для этого задействовали пять человек ИТР и 12 механизаторов. На площадке из техники применяли преимущественно экскаваторы и один бульдозер.
За прошедшие месяцы вывезли порядка 110 тысяч кубометров грунта. Перед приближением «Клавдии» ТО-6 подготовили для нее бетонное ложе длиной 288 метров – по такому настилу ТПМК тащат дальше. Для опытной машины подобная операция проводится впервые. Тянет щит себя сам, отталкиваясь от смонтированных полуколец.
За главной частью «подтягивается» и весь щитовой комплекс. «Клавдия» так прошла 187 метров, перед следующей сотней ей необходимо отдохнуть – механизированному комплексу с бессменным именем предстоит «почистить» свои металлические детали. Щит ждет санация, в ходе которой заменят режущий инструмент, смажут все элементы.
– Режущий инструмент меняют в зависимости от геологии. Но в среднем приходится выходить в камеру ротора для такой операции раз в 300 пройденных машиной метров, – пояснил Евгений Бачурин. – Но бывает, меняем режущий инструмент и чаще. При определенных нагрузках можно делать выводы, что пора выходить в камеру ротора на замену режущего инструмента.
Через месяц «Клавдия» вновь будет в боевом строю. До середины декабря ее протащат по котловану для дальнейшего сооружения тоннеля от площадки №33 до площадки №36, в сторону «Лианозово».