en

Готовим «клавдию» к новой преграде

Легендарный тоннелепроходческий комплекс Lovat-242SE, стартовавший в июне за тупиками «Селигерской», продолжает путь на север. Как продвигается прокладка тоннеля и зачем останавливают щит, выяснил наш корреспондент.

2 полоса - Дело техники -Бригада проходчиков под руководством Бачурина.jpg

Бригадир слесарей Геннадий Маренов, слесарь Рушан Утемишев, сменный механик Евгений Шамрин, машинист ТПМК Дмитрий Алдохин, горный мастер Виталий Федоренко, зам. начальника участка Кирилл Вальнюков и начальник участка Евгений Бачурин 

У «Клавдии» сегодня передышка. Щит, прошедший 600 метров, необходимо осмотреть и заменить изношенные резцы, чтобы успешно продолжить работу. Впереди находится вторая ограждающая стена будущей станции «Улица 800-летия Москвы» Люблинско-Дмитровской линии. 

Для усиления конструкции из-за большого водопритока первые 128 колец тоннеля смонтированы из чугуна. Далее идут привычные железобетонные кольца.

2 полоса - Дело техники - Новые резцы для ТПМК.jpg

Новые резцы для ТПМК

– Геология непростая, присутствует вода. Попадаются валуны. Те, что проходят через ротор, достаем и складируем на площадке, – рассказывает об особенностях проходки начальник участка №2 ТО-6 Евгений Бачурин.

Вдоль тоннеля к «Клавдии» тянутся коммуникации для подачи и отвода воды, которая необходима для охлаждения оборудования щита. При приближении к месту проходки шум в тоннеле нарастает. Работает трансформатор, который снабжает электроэнергией щит. Здесь же оборудован небольшой склад, где хранятся в холодное время бочки со смазкой. Ее используют для щеточного уплотнения ротора и его подшипников.

Коммуникации по мере продвижения тоннелепроходческого комплекса наращивают. Удлиняют и рельсовый путь. По нему доставляют железобетонные блоки, выгружают породу или, как сейчас, привозят новые резцы на замену предыдущим.

2 полоса - Дело техники - Валуны, прошедшие в ротор, складируются на поверхности.jpg

Валуны, прошедшие в ротор, складируются на поверхности

Ревизия состояния комплекса продлится одну смену. Уже завтра «Клавдия» продолжит свой путь к будущей станции «Лианозово». Ей остается пройти 1800 метров.

Параллельно в монтажной камере ведется техосмотр дизельного локомотива, который используют для откатки породы и доставки железобетонных блоков. Как и любая техника дизелевоз требует регулярного обслуживания. Его производят примерно раз в месяц.

– 45 литров масла идет на замену в двигатель, 50 – в коробку. Этого количества хватает на 500 моточасов работы, – пояснил один из опытнейших сотрудников ТО-6, электрослесарь Владимир Ткачев. Он проводит техобслуживание. – В сутки от 14 до 17 моточасов наматываем.

2 полоса - Дело техники - Один из опытнейших сотрудников ТО-6 Владимир Ткачев проводит ТО дизелевоза.jpg

Один из опытнейших сотрудников ТО-6 Владимир Ткачев проводит ТО дизелевоза

Кстати, ТПМК уже останавливали. В первый раз перед площадкой №33, на подходе к станции «Улица 800-летия Москвы». Эту границу можно увидеть в обделке тоннеля. Здесь сделано усиление металлическими кольцами.

– Трудно поверить, что сумели восстановить машину. Двигается она хорошо. 250 метров в месяц мы делаем. Скорость проходки 25-30 мм в минуту. С новой обделкой нет проблем – поделился впечатлениями о «Клавдии» Евгений Бачурин.

Напомним, что ТПМК Lovat-242SE был полностью восстановлен в 2018 году. После последней проходки от «Селигерской» до «Верхних Лихобор» в 2015 году из-за сложных гидрогеологических условий оболочку щита оставили внутри тоннеля. Проведенная модернизация усовершенствовала щит, подогнав его параметры под современное строительство. Новая оболочка сделала возможной подачу раствора за обделку через хвостовую часть комплекса.