en

«инну» встретили на глубине

ТПМК Herrenknecht S-772 с красивым именем «Инна» 14 сентября завершил проходку левого перегонного тоннеля протяженностью 3244 метра на северо-восточном участке Большой кольцевой линии метро. Щит прошел под землей от круглого котлована, расположенного на площадке № 17, до площадки № 24 – тупики за станцией «Савеловская» БКЛ.

1 полоса - Дело техники - 2.jpg

Тоннель выходит в демонтажную камеру на глубине 60 метров

«Инна» шла по сложной трассе на глубине от 45 до 70 метров в глинах и песчаниках мергеля, в том числе под путями Октябрьской, Московской и Рижской железных дорог. В этих местах приходилось усиливать наземную «железку», прокладывая дополнительные рельсы и шпалы. Прошла «Инна» и под действующими станциями и конструкциями Московского метрополитена.

Проходку вели специалисты из Тоннель-2001 под руководством начальника участка Валерия Бородулина. На месте будущих станций «Рижская» и «Марьина Роща», пройденных транзитом, сооружены «пилот-тоннели». Их диаметр в дальнейшем расширят с 6 до 8,5 метров под боковые станционные тоннели. Для отгрузки породы из круглого котлована был установлен специально разработанный УММ вертикальный конвейер.

– На моей практике при проходке впервые применен вертикальный конвейер, – рассказал Валерий Бородулин. – На такой большой глубине по ленте выдавался грунт, а далее его забирали ковши в отвал. Затем грунт поднимали наверх для дальнейшей утилизации.

Он пояснил, что обычный способ – конвейерный – не подходил при сооружении этих тоннелей. Уникальным Бородулин назвал и сам выход ТПМК в демонтажную камеру под землей. Обычно выход щита происходит в открытый котлован. Здесь же «Инну» оставили в демонтажно-монтажной щитовой камере (ДМЩК) на глубине 60 метров.

Попасть в эту камеру возможно только, спустившись вниз по вертикальному стволу и преодолев несколько развилок горных выработок с узкоколейной железной дорогой.

Для устройства двух ДМЩК (левой и правой) строители из СМУ-8 практически вручную соорудили подходные коридоры. На поверхность выгрузили более 2,5 тысяч кубометров грунта. Его доставляли вагонетками по откаточным путям и напольными дизелевозами.

Щиты под землей продвигались быстро, оперативности требовала и их последующая приемка. В правую камеру 4 июня вышел ТПМК Herrenknecht S-771 с именем «Елена».

– Рабочие применяли все свои навыки и усердие, – рассказал начальник участка СМУ-8 Артем Лоза. – Особенно сложно пришлось на возведении левой демонтажной камеры. За два месяца соорудили ее нижний свод. Проходчики старались успеть к встрече с «Инной». Сотрудники справились с задачей, щит успели принять.

Теперь «Инну» будут потихоньку выталкивать в саму камеру, после разбирать и увозить дизелевозами на площадку №17. После ремонта и санации щит отправят прокладывать новые тоннели.

Параллельно на площадке №24 строится водоотливная установка, которая примет воду с «Савеловской» и «Марьиной Рощи» и не позволит ей скапливаться под землей. Сооружают на этом участке и вентиляционную камеру. Завершить все работы на площадке №24 СМУ-8 планируют в 2022 году.

КСТАТИ

Проектирование, сборка и монтаж вертикального конвейера велись около девяти месяцев конструкторским отделом УММ. Его применение позволило упростить процесс выдачи грунта, автоматизировав его, а также существенно ускорить проходку перегонного тоннеля.

ТПМК Herrenknecht S-772 «Инна» в общей сложности прошел 9,1 километра, соорудив пять тоннелей. До этого комплекс строил тоннели на северном участке продления Люблинско-Дмитровской линии от станции «Окружная» до станции «Селигерская», далее на северо-восточном участке Большой кольцевой линии были пройдены перегонные тоннели «Электрозаводская – Лефортово» и «Нижегородская – Авиамоторная».