Музеи под землей

delo_tehniki_1723041087 (1).jpg

В марте исполнился год с момента запуска в эксплуатацию Большой кольцевой линии метро, которая стала крупнейшим в мире подземным кольцом. На сооружение 31 станции, девять из которых построил Московский Метрострой, строителям потребовалось более десяти лет. Колоссальный объем архитектурно-отделочных работ выполнили специалисты Управления специальных работ Мосметростроя.

История УСР началась в 1950 году. Во исполнение распоряжения Совета министров Союза ССР от 9 февраля 1950 года и приказа министра путей сообщения от 15 февраля того же года об организации в составе Московского Метростроя «Жилпромстроя» с 1 июня 1950 года организована Контора спецработ треста «Жилпромстрой» для отделки жилья и объектов метрополитена. В соответствии с приказом Минтрансстроя от 14 февраля 1978 года Контора спецработ Мосметростроя переименована в Управление специальных работ.

Сегодня здесь трудится около 500 человек, из них 87 – инженерно-технический персонал, остальные – рабочие. Среди них – каменщики, слесари, штукатуры, облицовщики-плиточники, маляры, токари, камнетесы, плотники, электросварщики и др.

В УСР много трудовых династий. Здесь работали семьями. Даже в трудные 90-е сотрудники брали отпуска за свой счет или временно переходили в другие не метростроевские организации, чтобы потом вернуться в родной коллектив. Известна династия Камардиных, которая началась с главы семейства Ивана Ивановича (пришел на Метрострой в 1977 году), династия Исаевых – Николай Павлович и его жена, Татьяна Николаевна, чей общий трудовой стаж на Метрострое составляет 84 года. В Управлении спецработ много трудовых долгожителей. Мастер участка Ольга Зарубина и маляр Лидия Степанова работают в организации 52 года, маляр Надежда Варламова – 44 года, камнетес Иван Григоренко – 42 года, техник участка Елена Изгаршева – 41 год.

За годы деятельности работники УСР внесли огромный вклад в строительство Московского метрополитена. Выполнены архитектурно-отделочные работы на многих станциях, которые сдавались в срок и с хорошим качеством.

Продолжая традиции

Из 263 действующих станций столичной подземки Московским Метростроем построено чуть более 200. Большая их часть сооружена при участии специалистов УСР. Расскажем лишь о некоторых из них.

На станции «Саларьево», оформленной в стиле конструктивизма, было уложено более 5 тыс. кв. м натурального камня, смонтировано 450 кв. м реечных потолков и более 2 тыс. кв. м ячеистых подвесных потолков типа «Грильято».

Большой объем архитектурно-отделочных работ выполнен на северном участке Люблинско-Дмитровской линии от «Бутырской» до «Физтеха». Для примера: только на «Селигерской» уложили 8640 кв. м натурального камня, смонтировали 4320 кв. м навесных и подвесных панелей, выполнили 1440 кв. м малярных и штукатурных работ. На «Яхромской» установили гигантское панно размером 160х5 метров со сценой празднования 800-летия Москвы. Объемы выполненных работ – 8071 кв. м натурального камня и 7038 кв. м подвесных панелей.

Безусловно, ощутим вклад специалистов УСР в запуск Большой кольцевой линии, где появились самые разные станции. В стиле хай-тека и авангарда, с мозаичными панно и скульптурами, монументальные и сдержанные. Авторы проектов продолжили сложившиеся традиции архитектуры московской подземки, своеобразного музея под землей.

Оформление станций «Савёловская», «Марьина Роща» и «Рижская» стилизовано под тоннель метрополитена. Путевые стены платформ – это чугунные тоннельные тюбинги весом до тонны каждый. Сохранение открытой тюбинговой обделки – явление уникальное в российском метрополитене. Для сооружения «Савёловской» использовали 6840 кв. м натурального камня, 6080 кв. м подвесных панелей, выполнили 2280 кв. м малярных и штукатурных работ. Объемы «Рижской» и «Марьиной Рощи» сопоставимы: 4919 кв. м и 9503 кв. м естественного камня, 5400 кв. м и 7141 кв. м подвесных панелей.

На станции «Электрозаводская» БКЛ размещено панно «Битва героев», посвященное образу защитников средневековой Руси. Это самое большое панно в нашем метро: длина – 163 м, высота – 7 м. Объем архитектурно-отделочных работ на этой станции впечатляет: 10 096 кв. м облицовки натуральным камнем, 7401 кв. м малярных и штукатурных работ, 2830 кв. м подвесных потолков из алюминиевых панелей и 1710 кв. м облицовки путевой стены алюминиевыми панелями.

Этот список можно продолжать и продолжать. Станцию БКЛ «Сокольники» пассажиры назвали музеем метростроения. Ее оформление посвящено ударному труду комсомольцев-добровольцев, подаривших в 1930-е годы 13 прекрасных станций первой очереди метро. На путевых стенах и потолке установлены многочисленные панно, посвященные подвигу героев-метростроевцев. На бывшей Каховской линии, сданной еще в 1969 году, при участии специалистов УСР реконструированы станции «Каховская», «Варшавская» и «Каширская», причем их исторический облик сохранен.

Многочисленные отзывы пассажиров о том, что столичное метро – самое красивое в мире – справедливы. И в этом есть заслуга специалистов УСР – одной из лучших отделочных организаций Москвы.

БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ЖИЗНИ В УСР

9 июля 60-летний юбилей отметил директор Управления специальных работ Мосметростроя, заслуженный строитель России Александр Бондаренко.

Александр Яковлевич работает в УСР с 1987 года, уже 37 лет, – это его единственное место работы. Он прошел путь от машиниста растворонасоса до директора организации.

Бондаренко принимал активное участие в строительстве многих станций московского метрополитена, где был выполнен колоссальный объем архитектурно-отделочных работ, в строительстве Московского центра инфекционных болезней в Новой Москве, а также в сооружении Мемориального комплекса в Душанбе, посвященного юбилею Республики Таджикистан.

Редакция газеты «Метростроевец» присоединяется к теплым поздравлениям Александру Яковлевичу от руководства Мосметростроя. Желаем крепкого здоровья, душевной гармонии, долгих лет жизни! Пусть во всех начинаниях Вам сопутствует удача и успех, а рядом будут семья и верные друзья!