Тоннелепроходческий комплекс Herrenknecht S-755 «Наталья» 21 марта успешно финишировал в специально подготовленной камере на строящейся станции «Стромынка». Корреспондент «Метростроевца» понаблюдал за выходом щита и узнал детали долгой и сложной проходки.
В технологической камере на площадке №8 слышен только грохот осыпающегося бетона и гул работающей проходческой машины. Ротор 480-тонного ТПМК «Наталья», вгрызаясь в стену котлована, выходит наружу.
Щит стартовал 30 июня 2017 года из камеры съездов на площадке №5.2, расположенной на территории бывшего стадиона «Металлург». Для 79-метровой «Натальи» это уже пятый подземный маршрут. Она прошла почти 2,5 километра левого перегонного тоннеля, соединившего строящиеся «Рубцовскую» и «Стромынку».
Непростой путь щита пролегал в среднем на глубине 30 метров. Сначала проходчики двигались транзитом через еще не разработанный котлован «Рубцовской». Затем – в шести метрах над действующей станцией «Электрозаводская». Преодолели трассу под путями Казанского направления Московской железной дороги, на которые для безопасности устанавливали страховочные пакеты. Также прошли под рекой Яузой.
После небольшой передышки на площадке №18, куда четвертый участок ТО-6 переносил необходимое оборудование, щит стартовал снова. Теперь ему предстояло идти в водонасыщенном известняке, где водоприток доходил до 350 кубометров в час. Затем была сложнейшая проходка под мульдой.
– Мульда – это конусообразное скопление горных пород, «подземная чаша». Протянувшаяся в своей самой широкой части на 400 метров, она была заполнена обводненным песком. Если бы произошел прорыв в нижней точке «чаши», весь массив грунта переместился бы в тоннель, утянув за собой наземные строения, – объясняет начальник участка Василий Костроменков, который руководит проходкой.
Оставив мульду позади, «Наталья» двигалась по насыщенной коммуникациями и застройкой местности. Финальным серьезным испытанием для ТПМК стала проходка под станцией «Сокольники». На случай непредвиденных ситуаций организовали штаб для круглосуточного мониторинга. На пяти станциях Сокольнической линии временно закрыли движение.
В качестве камеры для приемки и последующего старта ТПМК используют котлован под вестибюль №2. На его дне пятый участок ТО-6 подготовил железобетонные основания и 60-метровые ложа. По одному из них щит протащат до противоположной стены. Оттуда СМУ-1 поведет «Наталью» в сторону строящейся «Ржевской» Большой кольцевой линии.
Еще два котлована «Стромынки» – станционный и под вестибюль №1 – пока разрабатывают. Их «Наталья» прошла транзитом. По периметру всех трех котлованов по технологии джет-граундинг устроена противофильтрационная завеса (ПФЗ). Она необходима из-за близости фундаментов зданий и геологических особенностей местности.
– С глубины семь метров здесь начинается слой водонасыщенного песка. При разработке он заполняет все, что выкапывают строители, притягивая соседние горизонты, – рассказывает заместитель гендиректора СМУ-12 Борис Казанцев. – Чтобы этого не допустить, из двух рядов джет-свай мы создали ПФЗ. Этот грунтоцементный массив заместил собой песок и позволил разрабатывать котлован.
Вертикальность свай проверяли методом инклинометрии, используя дорогостоящее оборудование. В отечественном метростроении его применяли впервые.
Тем временем в правом перегонном тоннеле продолжает работать щит «София». Она отправилась в свой четвертый маршрут с той же площадки, но на полтора месяца позже.
В конце марта – начале апреля ТПМК прошел под станцией «Сокольники». После выхода его также протащат до противоположной стены котлована, через которую щит отправится к «Ржевской». Свой путь «София» продолжит под руководством ТО-6.
СОБЫТИЕ
Мэр Москвы Сергей Собянин 20 марта посетил площадку, где сооружается станция «Стромынка». Градоначальник осмотрел ход работ и пообщался с метростроевцами. Также глава города пообещал, что после завершения строительства будет восстановлена липовая аллея от станции метро «Сокольники» до парка. «Мы ее не только восстановим, но и посадим больше деревьев, более качественных. Так что все будет благоустроено и сделано, как просили жители», – заверил мэр.