ТПМК Herrenknecht S-771 «Ирина» сравнялась по проходке со своей «соседкой Herrenknecht S-770 «Татьяной». Два щита работают на продлении участка Люблинско-Дмитровской линии метро между «Лианозово» и Физтехом».
Преодолевать подземные породы помогает своевременная замена режущего инструмента. Наш корреспондент выяснил, как происходит эта процедура.
Машинист ТПМК СМУ-12 Андрей Шибаев и машинист блокоукладчика СМУ-12 Сергей Печенкин в кабине «Ирины»
В конце июля щит Herrenknecht S-771 «Ирина» сделал остановку на подземной трассе между станциями «Лианозово» и «Физтех». Пройдя почти 1,8 километра, щит потребовал замены режущего инструмента – шарошек (эти детали применяются в твердых породах. Принцип работы: перекатываясь, шарошка создает нагрузку на породу в дополнении с режущим эффектом, благодаря чему и разрушает породу), ковшей и штатных резцов на роторе.
– Это плановая остановка, – пояснил механик участка №4 СМУ-12 Иван Роман. – Частота смены деталей зависит от породы, в которой идет щит. Сейчас преимущественно суглинки, известняков на нынешнем уровне нет. На трассе осмотр режущего инструмента происходит каждые 500 метров.
По его словам, остановки могут быть и чуть чаще – это зависит от того, заметил ли пилот ТПМК какие-то неполадки. В таких случаях механизированный комплекс становится сложнее в управлении. Комплексная бригада, занимающаяся эксплуатацией щита, проводит необходимое обследование.
Для начала идет очистка ротора от породы. В частности, бригада прокручивает лучи и посадочные места ротора ТПМК. Следующим этапом становится диагностика режущего инструмента.
– Если он не сильно изношен – процентов на 20, то замена деталей будет частичной, – добавляет Иван Роман.
Электрослесари, сварщики, слесари по ремонту – всего 7-8 человек – меняют необходимые детали.
Сама операция должна проводиться быстро и ювелирно – на все действия отводится пара – тройка дней. В этот раз Herrenknecht S-771 привели в порядок за два с половиной.
– После остановки и замены режущего инструмента скорость проходки щит набирает медленно, – поясняет он. – Уже на пике ТПМК может прокладывать по 8-10 колец в сутки – это примерно 12 метров.
Нынешняя остановка щита – не первая. Предыдущие пит-стопы были связаны с необходимостью нарастить силовые кабели, питающие механизированный комплекс электроэнергией. Делается это каждые 250 метров. Такие работы занимают от двух до четырех часов и выпадают примерно на каждый месяц проходки.
– Всего ТПМК «Ирина» останавливалась шесть раз, каждый из них прописывается в регламенте, – говорит механик участка. – Все детали заказываются заранее после диагностики машины. Их доставляют по части пройденного тоннеля.
«Ирине» отвели год для прокладки подземной трассы протяженностью 2,3 километра между будущими станциями Люблинско-Дмитровской линии метро. Однако бригада обещает справиться даже раньше – ближе к октябрю.