Мосметрострой с 18 сентября приступил к сооружению двух вентиляционных тоннелей, которые соединят будущий вентствол с левой веткой в электродепо «Лихоборы». Завершить проходку планируется через три месяца. Правая ветка в депо заработала еще с момента его открытия в марте 2018 года. Там вентиляционный ствол, согласно проекту, сооружен рядом с тоннелем. Для ввода в эксплуатацию левой ветки из-за сложных гидрогеологических условий потребовался нестандартный подход. Было решено пройти два венттоннеля щитом малого диаметра (3,6 метра), чтобы обеспечить необходимую суммарную площадь сечения для полноценной расчетной вентиляции всей ветки. К тому же сама проходка станет уникальной: ТПМК не будут поднимать на поверхность, а развернут прямо под землей.
Решение о сооружении двух венттоннелей и подземном развороте щита позволит сократить время работы, обеспечить безопасность на протяжении всей проходки, а также избежать повышения ее стоимости. При использовании привычных методов в условиях настолько сложного грунта это было бы практически неминуемо. Поэтому вариант с сооружением одного венттоннеля горным способом исключили.
Проходческие работы ведет СМУ-12. Впервые в истории московского метро щит будут разворачивать в специальной подземной камере. По традиции названный женским именем, ТПМК японской корпорации IHI «Агата» сначала пройдет первый венттоннель и примкнется к тоннелю левой ветки, ведущей в депо. Затем его развернут и направят на прохождение второго. Проходка будет вестись в непростых условиях: на пути щита – плывуны и юрские глины.
– Будет крутой разворот. Все придется делать малой механизацией: с помощью траверсов, домкратов, лебедок, чуть ли не вручную, - комментирует предстоящую работу заместитель генерального директора АО «Мосметрострой» Олег Мельников.
Также впервые в практике Мосметростроя щит был подан в шахту вертикально через ствол диаметром 6 метров. Его опустили на глубину 38 метров в специально подготовленную монтажную камеру (диаметром 9,5 метров), из которой он начал проходку.
На разворот щита уйдет месяц. Общая протяженность двух тоннелей составит 168 метров. После проходки в работу включится СМУ-4: его сотрудники займутся монтажом вентиляторов и инженерных систем.
Сейчас в «Лихоборах» все поезда ходят челноком по правой ветке, что затрудняет работу электродепо. Когда венттоннели будут готовы, станет возможной полноценная эксплуатация всей линии.