14 декабря метростроевцы простились с выдающимся строителем, Героем Социалистического Труда Юрием Анатольевичем Кошелевым. Он занимал пост начальника Московского метростроя в 1972 – 1976, 1986 – 1999 годах. В то непростое время, когда под вопросом стояло само существование компании, Юрию Анатольевичу удалось не просто сохранить многотысячный коллектив и мощности производства, но и продолжать возводить подземные тоннели и станции.
Уроженец Рязани Юрий Кошелев в 1951 году окончил Российский университет транспорта (МИИТ) и по распределению был направлен на Дальний Восток. Под проливом Невельского планировали построить 10-километровый железнодорожный тоннель для связи материка с Сахалином. В 1953 году умер Сталин, стройка прекратилась. Но Юрий Кошелев успел зарекомендовать себя и один из руководителей проекта, Герой Социалистического труда Иван Яцков предложил специалисту вернуться в Москву.
На Мосметрострое Юрий Анатольевич после года работы в производственном отделе Управления на должности старшего инженера стал заместителем начальника этого отдела. В 1957 году тридцатилетнего Кошелева назначили главным инженером СМУ-1 (теперь это Тоннельный отряд №6). Одним из серьезных испытаний для строителей тогда стала проходка перегонных тоннелей от берега Москвы-реки к станции «Университет». Для преодоления плывуна использовали кессонный вариант. Именно тогда молодой руководитель задумался, как избавить тоннельщиков от вредной для здоровья работы под повышенным давлением воздуха. Решение пришло позже: во второй половине 70-х годов был успешно реализован новаторский метод проходки тоннелей в обводненных неустойчивых грунтах, предусматривавший принудительное водопонижение. Такой вариант ведения подземных работ не требовал постоянного присутствия человека в опасной зоне.
В 1967 году Кошелев стал главным инженером Главтоннельметростроя. Высокая должность означала резкое расширение круга задач, а главное – новый опыт. Когда осенью 1972 года скончался первостроитель метро, Герой Социалистического Труда Василий Полежаев, заменить его на посту начальника Мосметростроя доверили Юрию Анатольевичу.
Последовавшие за этим годы оказались значимыми. С заданиями 9-ой пятилетки компания справилась досрочно – 30 ноября 1975 года. Вскоре открылась сотая станция – «Кузнецкий мост». Метростроевцев наградили орденом Октябрьской Революции, третьим по общему счету. За инженерные разработки Кошелеву присудили Государственную премию СССР. В апреле 1976 года он стал Героем Социалистического Труда.
В том же году Юрия Анатольевича приказом по Министерству транспортного строительства СССР снова перевели в Главтоннельметрострой, но на этот раз в качестве начальника. За следующие десять лет число метрополитенов Советского Союза выросло с шести до четырнадцати. Тогда же строилась Байкало-Амурская магистраль, велась проходка тоннелей в Закавказье.
С 1986 года в течение следующих 13 лет Кошелев руководил Мосметростроем. В конце 80-х коллектив насчитывал около двадцати тысяч человек. Компания начала закупать зарубежные тоннелепроходческие механизированные комплексы, была создана Тоннельная ассоциация России. При Кошелеве укреплялись связи практиков строительства с теоретиками отраслевой науки, распространялись передовые технологии.
Достигаемый при этом экономический эффект помог держаться на плаву даже в условиях неустойчивого финансирования.
Татьяна Чубарова
дочь Юрия Кошелева, выпускница МИИТа
Папа до конца своих дней был верен друзьям студенческой поры, их памяти. Любил приглашать бывших миитовцев к себе в гости. А стремление просто подкормить товарища у него еще с голодноватых сороковых годов. Он-то как отличник получал повышенную Сталинскую стипендию. Более того, когда после каникул привозил из Рязани дары бабушкиного огорода, то сам готовил целое ведро винегрета – так они потом рассказывали. А я свидетель того, как он любил варить борщ. Причем брал для этого какой-нибудь котел, чтобы побольше людей угостить. Качества лидера у него проявились, наверное, еще в техникуме. И они хорошо сочетались с доброжелательным, позитивным отношением к людям. А еще он любил стихи: в юности – Маяковского, а потом больше склонялся к своему земляку – Сергею Есенину.
Сергей Жуков
генеральный директор АО «Мосметрострой»
Метростроевцы знали Юрия Анатольевича и уважали, как директора, который смог вывести организацию из тяжелого кризиса, его ответственность и чуткая искренняя забота о людях оставили в наших сердцах неизгладимый след. Таким был Юрий Анатольевич – порядочным, благородным человеком. Эти высокие качества органично сочетались в нем со статусом крупного ученого и талантливого руководителя.
Вся его многогранная деятельность опиралась на глубокие знания в области метростроения, на постоянный анализ существующих проблем в отрасли. Юрий Анатольевич Кошелев внес огромный вклад в развитие подземного строительства. Он является автором 60 свидетельств, среди которых метод сооружения тоннелей, позволивший снизить уровень опасности кессона. Юрий Анатольевич своим жизненным и профессиональным примером показал нам, что труд всегда в почете, и связь поколений метростроевцев никогда не прервется.
Валерий Меркин
коллега Юрия Кошелева по Российской академии транспорта, глава Научно-исследовательского центра «Тоннели и метрополитены»
В течение десятилетий фамилия «Кошелев» была и является до сих пор символом «тоннелестроения». К нему уважительно относились и главные структуры, и руководство союзных республик. Он был настойчив в продвижении прогрессивных технических идей, и ему удавалось разруливать даже аварийные ситуации. Есть предложение – память о Юрии Анатольевиче Кошелеве закрепить в названии одной из станций московского метро.Человек, воплотивший в себе целую эпоху столичного метростроения, достоин значиться на карте Москвы.
Георгий Макаревич
генеральный директор ТО-6 в 1999 – 2015 гг
Юрий Анатольевич Кошелев – масштабный руководитель, богатый идеями инженер, но это и личность, по-настоящему первое лицо большого коллектива. На высоких совещаниях с участием городских властей его слово всегда было весомо. Как он сказал, какой срок назвал – так и будет. А авторитет Кошелева в определенной степени переходил и на других метростроевцев. Рядом с ним можно было чувствовать себя защищенным. Но он мог и жестко спросить по делу. И решение принимал справедливое.