en

Как сражались за москву

Битве за Москву – самой крупной за всю историю Великой Отечественной войны – исполнилось 80 лет. Среди тех, кто доблестно защищал столицу в те страшные времена, были и наши ме­тростроевцы. Конечно, спустя почти век никого из героев прошлых лет не осталось в живых, но архивы газеты «Метростроевец» хранят воспомина­ния вернувшихся с фронта.

Битва за Москву.jpeg

«Тайфун» – так назвали свою операцию немецкие захватчики, планировавшие пленить Москву. Город подлежал тоталь­ному разрушению, а население – отправке в Германию. Наступление началось 30 сен­тября 1941 года. За 10-12 недель предсто­яло выполнить план, чтобы успеть до на­чала зимы. Но именно здесь, под Москвой, фашисты потерпели свое первое пораже­ние. Такого мощного отпора Гитлеру не да­вала ни одна столица мира.

ОТКАЗАЛСЯ ОТ БРОНИ

Сергей Вавилкин работал в Метросна­бе. С началом военных действий добывал металлопрокат для оборонительных со­оружений Москвы. А в октябре 1941 года отказался от брони и пошел добровольцем на защиту столицы.

Воспоминания инженера Метросна­ба Вавилкина сохранила газета «Удар­ник Метростроя» №43 от 23 февраля 1947 года: «Навсегда останется в моей памяти день 13 октября 1941 года. Вместе с комму­нистами Метроснаба товарищами Чека­ловым и Мироновым я направился в здание Театра Ленинского комсомола, где форми­ровался рабочий батальон Свердловско­го района. Первый бой наша часть приня­ла под Осташковым. Много мы в этом бою уложили немцев. Наш минометный бата­льон сопровождал пехоту, помогал выби­вать противника из укреплений. Сотни вражеских солдат и офицеров, немало не­мецких танков записано на нашем боевом счету. Мы выполнили свой долг перед Роди­ной, прошли трудный боевой путь от Мо­сквы до Любавы».

С начала декабря дивизия, в которой состоял Вавилкин, вместе с частями, при­бывшими из Сибири, гнала фашистов прочь от Москвы вдоль Волоколамского шоссе.

МОСКВУ ЗАЩИЩАЛ ПОД ИСТРОЙ

Метростроевец Борис Щеколдин ушел добровольцем на фронт в июле 1941 года, хотя был признан негодным к военной службе. В здании гостиницы «Советская» формировалась 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района. Он стал одним из ее бойцов. Получил медаль «За оборону Москвы», которую впослед­ствии считал самой дорогой.

Столицу Щеколдин защищал под Ис­трой. Рядом с ним сражались инженер Управления Александр Черненко, главный инженер КСУМа Борис Тихомиров. Уже в мирное время он рассказывал: «Выдали нам по две гранаты и винтовку. Но даже с этим арсеналом московские ополченцы одерживали победы. Рядовой Алиев, на­пример, из одной пушки ухитрился стре­лять с трех разных точек. Исключитель­ное мужество ополченцы проявили в бою у деревни Скирманово, где одолели ковар­ного, до зубов вооруженного врага. Здесь, на этой подмосковной земле, теперь сто­ит памятник воинам-ополченцам 18-й ди­визии. Его изготовил коллектив Черкизов­ского завода ЖБК».

НАСТУПАЛИ АВТОМАТЧИКИ

Первопроходец метро Иван Голохва­стов один из тех метростроевцев, кто так­же отказался от брони и в самые тяжелые для столицы и страны дни взял в руки ору­жие. До конца жизни вспоминал свой пер­вый бой на ближних подступах к Москве.

Его воспоминания хранит «Метро­строевец» №45 от 1 декабря 2006 года: «Бой был очень тяжелым. На наши пози­ции наступали автоматчики. Их поддер­живали танки. К сожалению, у нас тогда не было хорошей противотанковой артил­лерии. А снаряды сорокопятки отскакива­ли от брони тяжелых танков, как орешки. Рота наша выстояла. Мы даже подожг­ли несколько танков бутылками с горя­чей смесью. Они загородили дорогу другим машинам, и те повернули обратно. Авто­матчики остались без поддержки, и мы почти всех уничтожили. Однако в нашей роте были страшные потери. Из 250 че­ловек осталось всего 17. Я не надеялся, что останусь живым».

Но Голохвастов выжил, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Укра­ину, Польшу, Молдавию и Чехословакию. Победу встретил в Германии.

ПОЛУЧИЛИ ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ

В августе 1941 года метростроевцы по­лучили задание государственной важно­сти – соорудить Можайскую линию обо­роны. Для этого был создан специальный отряд, который приступил к строитель­ству дотов, к прокладке траншей и про­тивотанковых рвов, готовил артиллерий­ские позиции. Работали на подступах к Можайску, на Бородинском поле.

Метростроевцы соорудили около ста дотов, пулеметных точек и командных пунктов. Одновременно сооружали ли­нии обороны Можайск-Верея, у дере­вень Кукарская, Марфин Брод, Новосу­рино и других населенных пунктов. Рвы, надолбы, доты и зоты на линии укре­пления под Кунцево – также заслуга на­ших метростроевцев. Ответственной здесь была назначена Татьяна Федорова – в годы войны начальник участка. Впо­следствии она вспоминала: «В основном работы вели женщины. С какой жертвен­ностью метростроевки относились к делу! Никто не думал о личном, только о том, как бы быстрее выполнить задание по обо­роне города. Работать приходилось под бомбежками».

Среди девушек, ушедших на фронт, была чеканщица Любовь Петрова, которая сначала развозила донесения по военко­матам Москвы, а позднее под шквальным огнем противника линейной телефонист­кой тянула тяжелейшую катушки связи, пока не получила контузию.

Зоя Белова 40 лет проработала в СМУ-5. В Мосметрострой пришла сразу после войны, Победу в которой встретила на пути из Германии в Прагу.

К сожалению, не все вернулись по­сле войны. Чеканщицу шахты №5-6 Нину Бондаренко товарищи не смогли спасти. Девушку расстреляли фашисты.

В ЗЕМЛЯНКЕ КАК В МЕТРО

Не вернулся из ополчения и водитель автобазы №2 Сергей Филиппов. Его судь­ба была неизвестна много десятилетий после окончания войны. Семье пришло извещение, что красноармеец пропал без вести в ноябре 41-го. Ранее он писал сво­ей жене: «Милая Марусенька, я пока жив и здоров. Живу, как челюскинцы. Те жили во льдах в океане, а мы в поле. В нашей землян­ке не хуже, чем в метро»...

Благодаря поисковикам впоследствии стало известно, что последний бой трид­цатидевятилетний метростроевец, отец троих детей, доброволец Сергей Филип­пов принял в деревне Малышкино Калуж­ской области. Там было всего 13 бойцов, вступивших в неравный бой с фашистами. Почетный знак Моссовета за сооружение второй очереди метро и истлевшая запи­ска, найденные в могиле, помогли устано­вить имя Филиппова.

Сражение шло более семи месяцев, в нем участвовали более семи миллионов человек. За все время Москва и Москов­ская область сформировали 16 дивизий народного ополчения. На строительство сооружений линий обороны отправля­лись добровольцы, в том числе рабочие крупнейших заводов и фабрик, препода­ватели и студенты институтов, подрост­ки и те, кого раньше не брали по состоя­нию здоровья.

Два месяца гитлеровская армия с раз­ных сторон двигалась на столицу. Ее оста­новили в конце ноября – начале декабря 1941 года в 25 километрах от окраин Мо­сквы в районе станции Крюково, поселка Красная Поляна и Лобни. Много городов, деревень и сел стали местами отчаянного сопротивления защитников Москвы. Они умирали, но не сдавались.