Битве за Москву – самой крупной за всю историю Великой Отечественной войны – исполнилось 80 лет. Среди тех, кто доблестно защищал столицу в те страшные времена, были и наши метростроевцы. Конечно, спустя почти век никого из героев прошлых лет не осталось в живых, но архивы газеты «Метростроевец» хранят воспоминания вернувшихся с фронта.
«Тайфун» – так назвали свою операцию немецкие захватчики, планировавшие пленить Москву. Город подлежал тотальному разрушению, а население – отправке в Германию. Наступление началось 30 сентября 1941 года. За 10-12 недель предстояло выполнить план, чтобы успеть до начала зимы. Но именно здесь, под Москвой, фашисты потерпели свое первое поражение. Такого мощного отпора Гитлеру не давала ни одна столица мира.
ОТКАЗАЛСЯ ОТ БРОНИ
Сергей Вавилкин работал в Метроснабе. С началом военных действий добывал металлопрокат для оборонительных сооружений Москвы. А в октябре 1941 года отказался от брони и пошел добровольцем на защиту столицы.
Воспоминания инженера Метроснаба Вавилкина сохранила газета «Ударник Метростроя» №43 от 23 февраля 1947 года: «Навсегда останется в моей памяти день 13 октября 1941 года. Вместе с коммунистами Метроснаба товарищами Чекаловым и Мироновым я направился в здание Театра Ленинского комсомола, где формировался рабочий батальон Свердловского района. Первый бой наша часть приняла под Осташковым. Много мы в этом бою уложили немцев. Наш минометный батальон сопровождал пехоту, помогал выбивать противника из укреплений. Сотни вражеских солдат и офицеров, немало немецких танков записано на нашем боевом счету. Мы выполнили свой долг перед Родиной, прошли трудный боевой путь от Москвы до Любавы».
С начала декабря дивизия, в которой состоял Вавилкин, вместе с частями, прибывшими из Сибири, гнала фашистов прочь от Москвы вдоль Волоколамского шоссе.
МОСКВУ ЗАЩИЩАЛ ПОД ИСТРОЙ
Метростроевец Борис Щеколдин ушел добровольцем на фронт в июле 1941 года, хотя был признан негодным к военной службе. В здании гостиницы «Советская» формировалась 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района. Он стал одним из ее бойцов. Получил медаль «За оборону Москвы», которую впоследствии считал самой дорогой.
Столицу Щеколдин защищал под Истрой. Рядом с ним сражались инженер Управления Александр Черненко, главный инженер КСУМа Борис Тихомиров. Уже в мирное время он рассказывал: «Выдали нам по две гранаты и винтовку. Но даже с этим арсеналом московские ополченцы одерживали победы. Рядовой Алиев, например, из одной пушки ухитрился стрелять с трех разных точек. Исключительное мужество ополченцы проявили в бою у деревни Скирманово, где одолели коварного, до зубов вооруженного врага. Здесь, на этой подмосковной земле, теперь стоит памятник воинам-ополченцам 18-й дивизии. Его изготовил коллектив Черкизовского завода ЖБК».
НАСТУПАЛИ АВТОМАТЧИКИ
Первопроходец метро Иван Голохвастов один из тех метростроевцев, кто также отказался от брони и в самые тяжелые для столицы и страны дни взял в руки оружие. До конца жизни вспоминал свой первый бой на ближних подступах к Москве.
Его воспоминания хранит «Метростроевец» №45 от 1 декабря 2006 года: «Бой был очень тяжелым. На наши позиции наступали автоматчики. Их поддерживали танки. К сожалению, у нас тогда не было хорошей противотанковой артиллерии. А снаряды сорокопятки отскакивали от брони тяжелых танков, как орешки. Рота наша выстояла. Мы даже подожгли несколько танков бутылками с горячей смесью. Они загородили дорогу другим машинам, и те повернули обратно. Автоматчики остались без поддержки, и мы почти всех уничтожили. Однако в нашей роте были страшные потери. Из 250 человек осталось всего 17. Я не надеялся, что останусь живым».
Но Голохвастов выжил, участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, Молдавию и Чехословакию. Победу встретил в Германии.
ПОЛУЧИЛИ ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ
В августе 1941 года метростроевцы получили задание государственной важности – соорудить Можайскую линию обороны. Для этого был создан специальный отряд, который приступил к строительству дотов, к прокладке траншей и противотанковых рвов, готовил артиллерийские позиции. Работали на подступах к Можайску, на Бородинском поле.
Метростроевцы соорудили около ста дотов, пулеметных точек и командных пунктов. Одновременно сооружали линии обороны Можайск-Верея, у деревень Кукарская, Марфин Брод, Новосурино и других населенных пунктов. Рвы, надолбы, доты и зоты на линии укрепления под Кунцево – также заслуга наших метростроевцев. Ответственной здесь была назначена Татьяна Федорова – в годы войны начальник участка. Впоследствии она вспоминала: «В основном работы вели женщины. С какой жертвенностью метростроевки относились к делу! Никто не думал о личном, только о том, как бы быстрее выполнить задание по обороне города. Работать приходилось под бомбежками».
Среди девушек, ушедших на фронт, была чеканщица Любовь Петрова, которая сначала развозила донесения по военкоматам Москвы, а позднее под шквальным огнем противника линейной телефонисткой тянула тяжелейшую катушки связи, пока не получила контузию.
Зоя Белова 40 лет проработала в СМУ-5. В Мосметрострой пришла сразу после войны, Победу в которой встретила на пути из Германии в Прагу.
К сожалению, не все вернулись после войны. Чеканщицу шахты №5-6 Нину Бондаренко товарищи не смогли спасти. Девушку расстреляли фашисты.
В ЗЕМЛЯНКЕ КАК В МЕТРО
Не вернулся из ополчения и водитель автобазы №2 Сергей Филиппов. Его судьба была неизвестна много десятилетий после окончания войны. Семье пришло извещение, что красноармеец пропал без вести в ноябре 41-го. Ранее он писал своей жене: «Милая Марусенька, я пока жив и здоров. Живу, как челюскинцы. Те жили во льдах в океане, а мы в поле. В нашей землянке не хуже, чем в метро»...
Благодаря поисковикам впоследствии стало известно, что последний бой тридцатидевятилетний метростроевец, отец троих детей, доброволец Сергей Филиппов принял в деревне Малышкино Калужской области. Там было всего 13 бойцов, вступивших в неравный бой с фашистами. Почетный знак Моссовета за сооружение второй очереди метро и истлевшая записка, найденные в могиле, помогли установить имя Филиппова.
Сражение шло более семи месяцев, в нем участвовали более семи миллионов человек. За все время Москва и Московская область сформировали 16 дивизий народного ополчения. На строительство сооружений линий обороны отправлялись добровольцы, в том числе рабочие крупнейших заводов и фабрик, преподаватели и студенты институтов, подростки и те, кого раньше не брали по состоянию здоровья.
Два месяца гитлеровская армия с разных сторон двигалась на столицу. Ее остановили в конце ноября – начале декабря 1941 года в 25 километрах от окраин Москвы в районе станции Крюково, поселка Красная Поляна и Лобни. Много городов, деревень и сел стали местами отчаянного сопротивления защитников Москвы. Они умирали, но не сдавались.