Имена этих женщин известны каждому метростроевцу. Их трудовые биографии стали яркими страницами истории Московского метростроя. Они вдохновляют и восхищают своей силой, терпением и волей.
В КЕССОНЕ
Софья Киеня – один из лидеров стахановского движения Метростроя в 30-е годы прошлого века. Она стала живым примером самоотверженного труда и доказала, что женщины могут все, спустившись работать в кессон.
В Москву Софья, родившаяся в 1912 году в глухой белорусской деревеньке, приехала за старшим братом. Она выучила русский язык, училась в техникуме и вступила в комсомол. В 1933 году получила путевку на Метрострой, попала на сооружение перегона между «Комсомольской» и «Красными воротами».
Строительство велось Шахтой №23 в условиях сильных плывунов, использовали кессон. Женщин не пускали в таких условиях под землю, это было опасно для здоровья. Но девушка хотела работать наравне со всеми и добилась разрешения спуститься в кессон.
Газета «Ударник Метростроя» писала о первой девушке-кессонщице: «Соня 29 июня 1933 года натянула на себя жесткую брезентовую спецовку и, неуклюже перебирая ногами в высоких резиновых сапогах, впервые отправилась в забой, многое ей показалось необычным и даже страшноватым. Под бровями ломило, а в ушах ощущалась пудовая тяжесть. Но она выдержала кессон».
В 1935 году Софья стала начальником смены Шахты №82. Работники под ее руководством включились в стахановское движение на сооружении перегона «Белорусская» – «Динамо». Бригада Киени установила рекорд в пять перегонных колец чугунной обделки в смену. Софья получила почетное звание «Мастер-начальник смены». В том же году девушке вручили орден Трудового Красного Знамени.
В военные годы Софья Киеня участвовала в строительстве важных оборонных объектов, руководила участком строительства «Павелецкой». В то время, когда мужчины ушли на фронт, работали в основном женщины. Станцию сдали в срок.
Пример трудовых подвигов девушки вдохновлял не только соотечественников. Ей писали слова восхищения женщины из-за границы. В ней гармонично сочетались твердый характер, упорство, требовательность в работе с женственностью, добротой и красотой как внешней, так и внутренней.
После войны здоровье Софьи Киени ухудшилось, но она продолжала работать в Управлении Метростроя еще долгие годы.
В ШАХТЕ
Все, кто лично знал Татьяну Федорову, рассказывают о ней как о потрясающей женщине с мужским характером и неземной красотой. Неудивительно, ведь эта хрупкая москвичка, прошедшая большой трудовой путь, стала первой женщиной, возглавившей строительство метро.
Татьяна Викторовна родилась в 1915 году, окончила школу фабрично-заводского ученичества, работала на заводе «Каучук». Как и многие в то время, она по призыву комсомола пришла в 19 лет на Метрострой. Ее трудовой путь начался в проходческой бригаде на строительстве «Красносельской». Здесь же в 2006 году установлена мемориальная доска ее памяти, к которой ежегодно возлагают цветы наши ветераны.
Татьяна Викторовна была бригадиром бетонщиков, начальником участка. Во время войны окончила Московский институт инженеров транспорта. При ее участии возводились «Калужская» (сейчас «Октябрьская»), «Павелецкая», «Новослободская», «Киевская»-кольцевая. Ей поручали отстающие участки. Умение организовать работу помогало Татьяне, как ее называли рабочие, сдавать объекты в срок. В 1948 году она возглавила СМУ-3, а 1961 году стала заместителем начальника Московского метростроя.
С молодости работала, не жалея себя и своего здоровья, была чеканщицей, спускалась в кессон. Метрострой стал для нее семьей, которой у нее не было в личной жизни. Будучи заместителем начальника, заботилась о профессиональном росте работников. Уделяла внимание строительству жилья для метростроевцев, обеспечивала их санаторным отдыхом. При ней возводились детские сады и расцвел детский лагерь «Юный метростроевец».
Не имея своих детей, Федорова заботилась о чужих. Взяла попечительство над сиротами из детского дома, став для них второй мамой. Одну из воспитанниц по имени Лидия Ким Татьяна Викторовна удочерила.
Татьяна Федорова стала прототипом героини фильма «Добровольцы» Юрия Егорова. Ее трудовые успехи отмечены на государственном уровне. Заслуженный строитель РСФСР в 1975 году получила Героя Социалистического Труда. До последних дней была с Метростроем, возглавляла Совет ветеранов.
В НЕБЕ
Знаменитая летчица-штурмовик Анна Егорова-Тимофеева смогла покорить небо, которое открыл ей Метрострой. Родилась она в 1916 году в Тверской области. На строительство станции «Красные ворота» совсем юной девчонкой приехала по комсомольской путевке. Работала арматурщицей, параллельно окончила рабфак, планерную школу, занималась в аэроклубе в Малых Вяземах.
В 1938 году Анну направили в школу летчиков Осоавиахима, но ее не приняли в связи с арестом старшего брата, как родственницу «врага народа». Устроилась на льнокомбинат в Смоленске, где также занималась в аэроклубе. Окончила школу летчиков в Херсоне, работала инструктором в Калининском аэроклубе.
С началом войны Тимофееву-Егорову зачислили летчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи Южного фронта. Она возила на передовую приказы и кровь для раненых, оттуда возвращалась с письмами солдат, держала связь с попавшими в окружение. Сделала около ста вылетов на невооруженном самолете У-2. В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию, прошла путь от рядового летчика до штурмана полка. Участвовала в боях над Таманским полуостровом и Малой Землей, в освобождении Крыма, Украины и Польши.
Анна была единственной в полку женщиной-пилотом. Со стрелком Дусей Назаркиной составила первый женский экипаж в штурмовой авиации. Их самолет подбил противник в 1944 году во время боев на Магнушевском плацдарме. Все знали, что после такого никто не выживал. Поэтому Тимофеевой-Егоровой посмертно дали Героя Советского Союза, а матери послали похоронку. Но Анна выжила. С ранениями и ожогами она попала в плен, где прошла несколько лагерей, в которых ей удалось сохранить полученные ранее награды. Освобождена в 1945 году нашими танкистами из лагеря «ЗЦ».
В послужном списке Анны Тимофеевой-Егоровой 277 боевых вылетов. После войны здоровье не позволило снова заняться летной работой. Она вернулась на Метрострой.
ИНТЕРЕСНО
Героини оставили свои мемуары, в которых можно окунуться в атмосферу метростроения первых лет.
СПРАВКА
Кессон – конструкция для выемки грунта при большом водопритоке. При кессонном способе проходки используется нагнетание сжатого воздуха, который сдерживает воду и осушает забой. Способ используется только в крайних случаях из-за вредности для здоровья людей.