en

Они стали легендой

Имена этих женщин известны каждому метростроевцу. Их трудовые биографии стали яркими страницами истории Московского метростроя. Они вдохновляют и восхищают своей силой, терпением и волей.

В КЕССОНЕ

3 полоса - Герои и подвиги - В кессоне - Софья Киеня.jpg

Софья Киеня – один из лидеров ста­хановского движения Метростроя в 30-е годы прошлого века. Она стала живым примером самоотверженного труда и до­казала, что женщины могут все, спустив­шись работать в кессон.

В Москву Софья, родившаяся в 1912 году в глухой белорусской деревеньке, приехала за старшим братом. Она выучила русский язык, училась в техникуме и вступила в комсомол. В 1933 году полу­чила путевку на Метрострой, попала на сооружение перегона между «Комсомоль­ской» и «Красными воротами».

Строительство велось Шахтой №23 в условиях сильных плывунов, исполь­зовали кессон. Женщин не пускали в та­ких условиях под землю, это было опасно для здоровья. Но девушка хотела работать наравне со всеми и добилась разрешения спуститься в кессон.

Газета «Ударник Метростроя» писа­ла о первой девушке-кессонщице: «Соня 29 июня 1933 года натянула на себя жест­кую брезентовую спецовку и, неуклюже пе­ребирая ногами в высоких резиновых сапогах, впервые отправилась в забой, многое ей по­казалось необычным и даже страшноватым. Под бровями ломило, а в ушах ощущалась пу­довая тяжесть. Но она выдержала кессон».

В 1935 году Софья стала начальником смены Шахты №82. Работники под ее ру­ководством включились в стахановское движение на сооружении перегона «Бело­русская» – «Динамо». Бригада Киени уста­новила рекорд в пять перегонных колец чугунной обделки в смену. Софья получила почетное звание «Мастер-начальник сме­ны». В том же году девушке вручили орден Трудового Красного Знамени.

В военные годы Софья Киеня участво­вала в строительстве важных оборонных объектов, руководила участком строи­тельства «Павелецкой». В то время, когда мужчины ушли на фронт, работали в ос­новном женщины. Станцию сдали в срок.

Пример трудовых подвигов девушки вдохновлял не только соотечественни­ков. Ей писали слова восхищения жен­щины из-за границы. В ней гармонично сочетались твердый характер, упорство, требовательность в работе с женствен­ностью, добротой и красотой как внеш­ней, так и внутренней.

После войны здоровье Софьи Киени ухудшилось, но она продолжала работать в Управлении Метростроя еще долгие годы.

В ШАХТЕ

3 полоса - Герои подвиги - В шахте - Федорова.jpg

Все, кто лично знал Татьяну Федоро­ву, рассказывают о ней как о потрясаю­щей женщине с мужским характером и не­земной красотой. Неудивительно, ведь эта хрупкая москвичка, прошедшая большой трудовой путь, стала первой женщиной, возглавившей строительство метро.

Татьяна Викторовна родилась в 1915 году, окончила школу фабрично-заводского ученичества, работала на заводе «Каучук». Как и многие в то время, она по призыву комсомола пришла в 19 лет на Метрострой. Ее трудовой путь начался в проходческой бригаде на строительстве «Красносельской». Здесь же в 2006 году установлена мемори­альная доска ее памяти, к которой ежегодно возлагают цветы наши ветераны.

Татьяна Викторовна была бригади­ром бетонщиков, начальником участка. Во время войны окончила Московский институт инженеров транспорта. При ее участии возводились «Калужская» (сей­час «Октябрьская»), «Павелецкая», «Но­вослободская», «Киевская»-кольцевая. Ей поручали отстающие участки. Умение ор­ганизовать работу помогало Татьяне, как ее называли рабочие, сдавать объекты в срок. В 1948 году она возглавила СМУ-3, а 1961 году стала заместителем начальни­ка Московского метростроя.

С молодости работала, не жалея себя и своего здоровья, была чеканщицей, спу­скалась в кессон. Метрострой стал для нее семьей, которой у нее не было в личной жизни. Будучи заместителем начальника, заботилась о профессиональном росте ра­ботников. Уделяла внимание строитель­ству жилья для метростроевцев, обеспе­чивала их санаторным отдыхом. При ней возводились детские сады и расцвел дет­ский лагерь «Юный метростроевец».

Не имея своих детей, Федорова заботи­лась о чужих. Взяла попечительство над си­ротами из детского дома, став для них вто­рой мамой. Одну из воспитанниц по имени Лидия Ким Татьяна Викторовна удочерила.

Татьяна Федорова стала прототипом героини фильма «Добровольцы» Юрия Егорова. Ее трудовые успехи отмечены на государственном уровне. Заслуженный строитель РСФСР в 1975 году получила Ге­роя Социалистического Труда. До послед­них дней была с Метростроем, возглавля­ла Совет ветеранов.

В НЕБЕ

3 полоса - Герои подвиги - В небе - Тимофеева-Егорова.jpg

Знаменитая летчица-штурмовик Анна Егорова-Тимофеева смогла покорить небо, которое открыл ей Метрострой. Родилась она в 1916 году в Тверской области. На строительство станции «Красные воро­та» совсем юной девчонкой приехала по комсомольской путевке. Работала арма­турщицей, параллельно окончила рабфак, планерную школу, занималась в аэроклу­бе в Малых Вяземах.

В 1938 году Анну направили в школу летчиков Осоавиахима, но ее не приня­ли в связи с арестом старшего брата, как родственницу «врага народа». Устроилась на льнокомбинат в Смоленске, где также занималась в аэроклубе. Окончила школу летчиков в Херсоне, работала инструкто­ром в Калининском аэроклубе.

С началом войны Тимофееву-Егорову за­числили летчиком в 130-ю отдельную авиа­ционную эскадрилью связи Южного фронта. Она возила на передовую приказы и кровь для раненых, оттуда возвращалась с пись­мами солдат, держала связь с попавшими в окружение. Сделала около ста вылетов на невооруженном самолете У-2. В 1942 году добилась перевода в штурмовую авиацию, прошла путь от рядового летчика до штур­мана полка. Участвовала в боях над Таман­ским полуостровом и Малой Землей, в осво­бождении Крыма, Украины и Польши.

Анна была единственной в полку жен­щиной-пилотом. Со стрелком Дусей На­заркиной составила первый женский эки­паж в штурмовой авиации. Их самолет подбил противник в 1944 году во время боев на Магнушевском плацдарме. Все знали, что после такого никто не выжи­вал. Поэтому Тимофеевой-Егоровой по­смертно дали Героя Советского Союза, а матери послали похоронку. Но Анна вы­жила. С ранениями и ожогами она попа­ла в плен, где прошла несколько лагерей, в которых ей удалось сохранить получен­ные ранее награды. Освобождена в 1945 году нашими танкистами из лагеря «ЗЦ».

В послужном списке Анны Тимофее­вой-Егоровой 277 боевых вылетов. После войны здоровье не позволило снова за­няться летной работой. Она вернулась на Метрострой.

ИНТЕРЕСНО

Героини оставили свои мемуары, в кото­рых можно окунуться в атмосферу метро­строения первых лет.

СПРАВКА

Кессон – конструкция для выемки грунта при большом водопритоке. При кессонном способе проходки используется нагнета­ние сжатого воздуха, который сдерживает воду и осушает забой. Способ используется только в крайних случаях из-за вредности для здоровья людей.