В июле по инициативе председателя РОО-ТПС работников Мосметростроя Сергея Стешенко в центральном офисе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» состоялась встреча актива Совета ветеранов войны и труда Мосметростроя с руководством Совета ветеранов ОАО «РЖД».
Наша профсоюзная организация с момента своего образования в 1937 году входит в состав Профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России (РОСПРОФЖЕЛ). Поэтому прежде всего на встрече Сергей Стешенко вручил Николаю Никифорову, председателю Совета ветеранов ОАО «РЖД», в недавнем прошлом – Председателю Центрального Комитета Профсоюза, медаль, выпущенную в честь 90-летнего юбилея профсоюзной организации Мосметростроя и памятные подарки. От имени АО «Мосметрострой» председатель Совета ветеранов Борис Пригода подарил ветеранам РЖД книгу «Неизвестный Метрострой».
Биография Мосметростроя неотделима от истории развития железных дорог, ведь мы строим подземные железнодорожные трассы. До 1954 года Метрострой находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения. Уже в период окончания строительства первой очереди московской подземки метростроевцам были поручены изыскательские, проектные и строительные работы по прокладке железных дорог, тоннелей и других объектов по линии НКПС.
Среди них нельзя не отметить сооружение стратегического железнодорожного тоннеля под Амуром в районе Хабаровска, одним из руководителей которого являлся Илья Гоциридзе. Начальник строительства станций метро «Маяковская» и «Красные ворота», начальник Метростроя, затем заместитель наркома путей сообщения, начальник железнодорожных войск СССР, одновременно начальник Главного управления военно- восстановительных работ НКПС, в 1954 – 1963 годах – зам министра транспортного строительства СССР; среди его многочисленных наград три ордена Ленина, ордена Кутузова I степени, боевого Красного Знамени, три ордена Трудового Красного Знамени, Сталинская премия – таковы вехи славной биографии известного метростроевца и железнодорожника.
Ветераны Мосметростроя и РЖД поделились уникальными документами той, ставшей уже далекой эпохи. В частности, руководителями Совета ветеранов РЖД были переданы ветеранам Мосметростроя документы, свидетельствующие о деятельности легендарного метростроителя Ивана Зубкова.
Более 500 московских метростроевцев, прибывшие с ним в январе 1941 года в Ленинград на строительство метро, в годы Великой Отечественной войны покрыли себя неувядаемой славой при героической обороне северной столицы. Возводили бетонные оборонительные сооружения на Пулковских высотах, Карельском перешейке, прокладывали временные железнодорожные пути, восстанавливали мосты.
В январе-феврале 1943-го в составе 2-го Управления военно-восстановительного района, которым командовал генерал-директор путей и строительства (генерал-лейтенант) Иван Зубков, метростроевцами вместе с железнодорожниками и жителями города под постоянными вражескими обстрелами и бомбежками за 17 суток была проложена 33-километровая железнодорожная линия Шлиссельбург – Поляны с тремя мостами, получившая название Дорога Победы.
По ней за год с небольшим в город было доставлено четыре миллиона тонн грузов. Блокадники называли Зубкова спасителем Ленинграда, а Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Социалистического Труда. Наградами были отмечены и многие другие метростроевцы.
Также в годы войны стал Героем Социалистического Труда один из руководителей подразделений Метростроя Иван Яцков. Под его руководством метростроевцы восстанавливали и прокладывали железные дороги, мосты и тоннели на Кавказе, в Крыму, в Карпатах, героическим трудом ускоряя победное продвижение Красной Армии на Запад. Иван Алексеевич всю свою трудовую жизнь посвятил Мосметрострою, имел непререкаемый авторитет.
Более 20 лет Яцков возглавлял ТО-6, был наставником многих известных метростроевцев. Но еще в начале 1950-х он, будучи заместителем начальника Строительства №6 МПС на сооружении подводного железнодорожного тоннеля, который должен был связать остров Сахалин с материком, стал первым наставником сменного инженера Юрия Кошелева, будущего начальника Мосметростроя, начальника Главтоннельметростроя, будущего Героя Социалистического Труда. Юрия Анатольевича теплыми словами вспоминали и ветераны РЖД, многие из которых знали его лично.
На встрече ветераны вспоминали и о преемственности взаимодействия РЖД и Мосметростроя в более поздние времена. Многие метростроевцы в начале 1970-х были направлены на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку БАМ, и среди первых бамовцев, кому были присвоены звания Героев Соц.труда были: начальник Управления «Бамтоннельстрой» Владимир Бессолов, бывший главный инженер СМУ-3 Мосметростроя и бригадир проходчиков ТО-11 Валентин Толстоухов, бывший бригадир проходчиков СМУ-10 Мосметростроя.
И в нынешнее время осуществляются совместные проекты Мосметростроя и РЖД. В 2019 году закончена уникальная реконструкция железнодорожного тоннеля им. Сталина на Дальнем Востоке. Там же до 2024 года намечено строительство обходного участка Шкотово – Смоляниново, в перспективе БАМ-2.
В результате встречи ветераны договорились о более тесном сотрудничестве, о совместных мероприятиях по сохранению исторической памяти и пропаганде нашей общей героики.