en

У нас общие герои

В июле по инициативе председателя РОО-ТПС работников Мосметростроя Сергея Стешенко в центральном офи­се Открытого акционерного обще­ства «Российские железные дороги» состоялась встреча актива Совета ветеранов войны и труда Мосметро­строя с руководством Совета ветера­нов ОАО «РЖД».

3 полоса - Герои и подвиги 1.jpg

Наша профсоюзная организация с момента своего образования в 1937 году входит в состав Профсоюза железно­дорожников и транспортных строителей России (РОСПРОФЖЕЛ). Поэтому прежде всего на встрече Сергей Стешенко вручил Николаю Никифорову, председателю Со­вета ветеранов ОАО «РЖД», в недавнем прошлом – Председателю Центрально­го Комитета Профсоюза, медаль, выпу­щенную в честь 90-летнего юбилея про­фсоюзной организации Мосметростроя и памятные подарки. От имени АО «Мос­метрострой» председатель Совета вете­ранов Борис Пригода подарил ветеранам РЖД книгу «Неизвестный Метрострой».

Биография Мосметростроя неотдели­ма от истории развития железных дорог, ведь мы строим подземные железнодо­рожные трассы. До 1954 года Метрострой находился в ведении Народного комис­сариата путей сообщения. Уже в пери­од окончания строительства первой очереди московской подземки метро­строевцам были поручены изыскатель­ские, проектные и строительные работы по прокладке железных дорог, тоннелей и других объектов по линии НКПС.

Среди них нельзя не отметить соо­ружение стратегического железнодо­рожного тоннеля под Амуром в районе Хабаровска, одним из руководителей которого являлся Илья Гоциридзе. Начальник строительства станций метро «Маяков­ская» и «Красные ворота», начальник Метростроя, за­тем заместитель наркома пу­тей сообщения, начальник желез­нодорожных войск СССР, одновременно начальник Главного управления военно- восстановительных работ НКПС, в 1954 – 1963 годах – зам министра транспортного строительства СССР; среди его многочис­ленных наград три ордена Ленина, орде­на Кутузова I степени, боевого Красного Знамени, три ордена Трудового Красно­го Знамени, Сталинская премия – таковы вехи славной биографии известного ме­тростроевца и железнодорожника.

Ветераны Мосметростроя и РЖД по­делились уникальными документами той, ставшей уже далекой эпохи. В частности, руководителями Совета ветеранов РЖД были переданы ветеранам Мосметро­строя документы, свидетельствующие о деятельности легендарного метростро­ителя Ивана Зубкова.

Более 500 московских метростроевцев, прибывшие с ним в январе 1941 года в Ленинград на строительство метро, в годы Великой Отечественной войны покрыли себя неувядаемой славой при героической обороне северной столицы. Возводили бетонные оборонительные сооружения на Пулковских высотах, Ка­рельском перешейке, прокладывали вре­менные железнодорожные пути, восстанавливали мосты.

В январе-феврале 1943-го в составе 2-го Управления военно-восстановительно­го района, которым коман­довал генерал-директор путей и строительства (ге­нерал-лейтенант) Иван Зуб­ков, метростроевцами вместе с железнодорожниками и жителями го­рода под постоянными вражескими об­стрелами и бомбежками за 17 суток была проложена 33-километровая железнодо­рожная линия Шлиссельбург – Поляны с тремя мостами, получившая название До­рога Победы.

По ней за год с небольшим в город было доставлено четыре миллиона тонн грузов. Блокадники называли Зубкова спасителем Ленинграда, а Президиум Верховного Совета СССР присвоил ему звание Героя Социалистиче­ского Труда. Наградами были отмечены и многие другие метростроевцы.

3 полоса - Герои и подвиги 2.jpg

Также в годы войны стал Героем Социалисти­ческого Труда один из ру­ководителей подразделе­ний Метростроя Иван Яцков. Под его руководством метро­строевцы восстанавливали и проклады­вали железные дороги, мосты и тоннели на Кавказе, в Крыму, в Карпатах, геро­ическим трудом ускоряя победное про­движение Красной Армии на Запад. Иван Алексеевич всю свою трудовую жизнь посвятил Мосметрострою, имел непре­рекаемый авторитет.

Более 20 лет Яцков возглавлял ТО-6, был наставником многих известных ме­тростроевцев. Но еще в начале 1950-х он, будучи заместителем начальника Строи­тельства №6 МПС на сооружении подво­дного железнодорожного тоннеля, кото­рый должен был связать остров Сахалин с материком, стал первым наставником сменного инженера Юрия Кошелева, бу­дущего начальника Мосметростроя, на­чальника Главтоннельметростроя, буду­щего Героя Социалистического Труда. Юрия Анатольевича теплыми словами вспоминали и ветераны РЖД, многие из которых знали его лично.

На встрече ветераны вспоминали и о преемственности взаимодействия РЖД и Мосметростроя в более поздние времена. Многие метростроевцы в нача­ле 1970-х были направлены на Всесоюз­ную ударную комсомольскую стройку БАМ, и среди пер­вых бамовцев, кому были присвоены звания Героев Соц.труда были: началь­ник Управления «Бамтон­нельстрой» Владимир Бессолов, бывший глав­ный инженер СМУ-3 Мосметростроя и бригадир про­ходчиков ТО-11 Валентин Толстоухов, бывший бригадир проходчиков СМУ-10 Мосметростроя.

И в нынешнее время осуществляют­ся совместные проекты Мосметростроя и РЖД. В 2019 году закончена уникаль­ная реконструкция железнодорожного тоннеля им. Сталина на Дальнем Восто­ке. Там же до 2024 года намечено стро­ительство обходного участка Шкотово – Смоляниново, в перспективе БАМ-2.

В результате встречи ветераны дого­ворились о более тесном сотрудничестве, о совместных мероприятиях по сохране­нию исторической памяти и пропаганде нашей общей героики.