en

75 лет великой победе

Тысячи метростроевцев стали участниками Великой Отечественной войны. Под обстрелами фашистских войск они восстанавливали мосты, переправы, тоннели, возводили оборонительные сооружения, сражались в военно-воздушных, морских, саперных, танковых и сухопутных войсках. Только в 1941 году на фронт ушло около 1300 работников Метростроя.

22.00 – в это время почти каждый день происходила бомбардировка районов Москвы вражеской авиацией

Авиабомбы, сбрасываемые фашистскими самолетами, вызывали пожа­ры. В основном враг целился в промышленные объекты, в том числе Московский метрополитен. Были попытки разрушить метромост у Киевского вокзала. Один боевой снаряд упал на перекрытие перегона «Смоленская» - «Арбатская». Метростроевцы устранили разрушение в течение одного дня. Позднее бомба попала в вентиляционный ствол шахты на площади Сверд­лова, но, к счастью, не взорвалась.

Война изменила характер работ проектировщиков и строителей. Теперь метро стало не просто транспортным средством, но и массовым надежным укрытием для населения от воздушных атак. Метростроевцы в сжатые сро­ки решили задачу усиления существующей вентиляционной системы.

217 детей родилось в Московском метрополитене с июля 1941 года по март 1943 года

3 полоса - Машина времени - 217 детей.jpg

По всей длине станционные и пе­регонные тоннели обеспечили питьевой водой и временными сантехническими средствами. Обо­рудовали места для матерей с деть­ми. Использовали и тоннели стро­ящейся третьей очереди метро, их в срочном порядке укрепили и про­вели герметизацию.

В метро дежурили врачи, работали библиотеки, кружки, проводили различные мероприятия. Например, на «Маяковской» 6 ноября 1941 года прошло заседание Моссовета. А станция «Кировская» использовалась сотрудниками Генштаба. В это время у вентиляционных сооружений на поверхности выставлялись дежурные, чтобы своевременно тушить пожары от сброшенных «зажигалок».

41 медицинский работник Метростроя. Наши медики также стали участниками Великой Отечественной войны

3 полоса - Машина времени - 41 медик.jpeg

Весомый вклад в победу над фашистами внесли врачи и медсестры. Они трудились и сражались на фронтах и в тылу плечом к плечу со всем советским народом. Среди них были и работни­ки медсанчасти московско­го метростроя.

Некоторые из них прошли по военным дорогам от начала и до конца. Они работа­ли в госпиталях, оказывали помощь раненым в боях, помогали при эвакуации населе­ния. Многие получили правительственные награды, семеро – «Медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне».

13,5 км перегонных тоннелей пройдено в период военных действий

3 полоса - Машина времени - 13,5 км.jpg

Разгром немцев под Москвой в ноябре-декабре 1941 года явился основанием принятия решения о про­должении строительства третьей очереди метро. За годы войны открыто семь станций. 1 января 1943 года принят в эксплуатацию участок длиной 6,5 км от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина». В 1944 году вступил в строй участок от Курского вокзала до Измай­ловского парка длиной 7 км. В 1944 году продолжалось строитель­ство четвертой очереди метро – Большого кольца длиной 19,4 км.

Поредевшие ряды строителей, ушедших на фронт, пополни­ли женщины. Их численность в то время на Метрострое достигала 65-70%. Женщины работали в забоях, на уборке породы. Они ста­новились взрывниками, бурильщиками, нагнетальщиками, маши­нистами подъемов, изолировщиками, крепильщиками, чеканщи­ками, машинистами электровозов.

Около 300 летчиков подготовил аэроклуб Метростроя до начала войны

3 полоса - Машина времени - 300 летчиков.jpg

26 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Они уничтожали танки, технику, поезда противника, корабли с неба и сбили свыше 250 самолетов, совершив более 7300 вылетов. Все они воспитанники аэроклуба Метростроя.

Аэроклуб создан в сентябре 1934 года, когда Метрострой получил площадку под аэродром недалеко от станции Малые Вяземы под Москвой. Все начиналось с чистого поля, трех са­молетов и нескольких инструкторов. Со временем возвели ан­гар и смонтировали парашютную вышку высотой в 60 метров. В аэроклуб отбирали лучших молодых рабочих, стахановцев. В 1935 году было выпущено 43 пилота, а в 1936-м Метрострой дал стране более 130 летчиков. За все время аэроклуб подгото­вил 700 парашютистов.

54 метростроевца получили Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время войны

С началом военных действий отряды ме­тростроевцев направились на возведение оборонных сооружений в Москве, Ленин­граде, Сталинграде, Горьком, на Валдае. Они работали на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, сооружали железнодо­рожные тоннели на Кавказе и на востоке страны. При этом многие из них добро­вольно уходили на фронт, на передовую.

Инженеры, бригадиры, проходчики из Метростроя служили в военно-воздуш­ных, саперных, танковых, артиллерий­ских, инженерных, стрелковых войсках. Их подвиги поражают. Мосметрострой по праву гордится своими сотрудниками, сбивавшими самолеты, уничтожавшими танки и водрузившими знамя Победы над Рейхстагом в Берлине.