Тысячи метростроевцев стали участниками Великой Отечественной войны. Под обстрелами фашистских войск они восстанавливали мосты, переправы, тоннели, возводили оборонительные сооружения, сражались в военно-воздушных, морских, саперных, танковых и сухопутных войсках. Только в 1941 году на фронт ушло около 1300 работников Метростроя.
22.00 – в это время почти каждый день происходила бомбардировка районов Москвы вражеской авиацией
Авиабомбы, сбрасываемые фашистскими самолетами, вызывали пожары. В основном враг целился в промышленные объекты, в том числе Московский метрополитен. Были попытки разрушить метромост у Киевского вокзала. Один боевой снаряд упал на перекрытие перегона «Смоленская» - «Арбатская». Метростроевцы устранили разрушение в течение одного дня. Позднее бомба попала в вентиляционный ствол шахты на площади Свердлова, но, к счастью, не взорвалась.
Война изменила характер работ проектировщиков и строителей. Теперь метро стало не просто транспортным средством, но и массовым надежным укрытием для населения от воздушных атак. Метростроевцы в сжатые сроки решили задачу усиления существующей вентиляционной системы.
217 детей родилось в Московском метрополитене с июля 1941 года по март 1943 года
По всей длине станционные и перегонные тоннели обеспечили питьевой водой и временными сантехническими средствами. Оборудовали места для матерей с детьми. Использовали и тоннели строящейся третьей очереди метро, их в срочном порядке укрепили и провели герметизацию.
В метро дежурили врачи, работали библиотеки, кружки, проводили различные мероприятия. Например, на «Маяковской» 6 ноября 1941 года прошло заседание Моссовета. А станция «Кировская» использовалась сотрудниками Генштаба. В это время у вентиляционных сооружений на поверхности выставлялись дежурные, чтобы своевременно тушить пожары от сброшенных «зажигалок».
41 медицинский работник Метростроя. Наши медики также стали участниками Великой Отечественной войны
Весомый вклад в победу над фашистами внесли врачи и медсестры. Они трудились и сражались на фронтах и в тылу плечом к плечу со всем советским народом. Среди них были и работники медсанчасти московского метростроя.
Некоторые из них прошли по военным дорогам от начала и до конца. Они работали в госпиталях, оказывали помощь раненым в боях, помогали при эвакуации населения. Многие получили правительственные награды, семеро – «Медаль за доблестный труд в Великой Отечественной войне».
13,5 км перегонных тоннелей пройдено в период военных действий
Разгром немцев под Москвой в ноябре-декабре 1941 года явился основанием принятия решения о продолжении строительства третьей очереди метро. За годы войны открыто семь станций. 1 января 1943 года принят в эксплуатацию участок длиной 6,5 км от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина». В 1944 году вступил в строй участок от Курского вокзала до Измайловского парка длиной 7 км. В 1944 году продолжалось строительство четвертой очереди метро – Большого кольца длиной 19,4 км.
Поредевшие ряды строителей, ушедших на фронт, пополнили женщины. Их численность в то время на Метрострое достигала 65-70%. Женщины работали в забоях, на уборке породы. Они становились взрывниками, бурильщиками, нагнетальщиками, машинистами подъемов, изолировщиками, крепильщиками, чеканщиками, машинистами электровозов.
Около 300 летчиков подготовил аэроклуб Метростроя до начала войны
26 из них удостоены звания Героя Советского Союза. Они уничтожали танки, технику, поезда противника, корабли с неба и сбили свыше 250 самолетов, совершив более 7300 вылетов. Все они воспитанники аэроклуба Метростроя.
Аэроклуб создан в сентябре 1934 года, когда Метрострой получил площадку под аэродром недалеко от станции Малые Вяземы под Москвой. Все начиналось с чистого поля, трех самолетов и нескольких инструкторов. Со временем возвели ангар и смонтировали парашютную вышку высотой в 60 метров. В аэроклуб отбирали лучших молодых рабочих, стахановцев. В 1935 году было выпущено 43 пилота, а в 1936-м Метрострой дал стране более 130 летчиков. За все время аэроклуб подготовил 700 парашютистов.
54 метростроевца получили Героя Советского Союза за подвиги, совершенные во время войны
С началом военных действий отряды метростроевцев направились на возведение оборонных сооружений в Москве, Ленинграде, Сталинграде, Горьком, на Валдае. Они работали на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, сооружали железнодорожные тоннели на Кавказе и на востоке страны. При этом многие из них добровольно уходили на фронт, на передовую.
Инженеры, бригадиры, проходчики из Метростроя служили в военно-воздушных, саперных, танковых, артиллерийских, инженерных, стрелковых войсках. Их подвиги поражают. Мосметрострой по праву гордится своими сотрудниками, сбивавшими самолеты, уничтожавшими танки и водрузившими знамя Победы над Рейхстагом в Берлине.