en

Человек из стали

Бригадир проходчиков позировал для Веры Мухиной

Почти 80 лет назад, 25 ноября 1937 года, завершилась всемирная выставка в Париже, проходившая под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Особое признание получила скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», которая стала главным символом советского павильона. Прототипами образов героев монумента были метростроевцы Сергей Каснер и Зоя Мухина (фамилия совпала случайно).

Сначала Вера Мухина пригласила профессиональных натурщиков. И рабочего, например, принялась лепить с бывшего артиста балета Игоря Басенко. Фигура вроде бы вполне подходила, но лицо артиста – совсем не пролетарское – не соответствовало новой роли. Нужных ей людей Мухина увидела в Парке Горького на репетиции физкультурного парада: молодого человека и девушку везли на платформе, поставленной на колеса от мотоцикла. Они держали в руках символы страны Советов – молот и серп. Это были метростроевцы – бригадир проходчиков, а впоследствии сменный инженер Сергей Каснер и откатчица Зоя Мухина. Они и запечатлены с той поры в знаменитой скульптуре.

– У Зои в правой руке высоко поднятый серп, она олицетворяет крестьянство, у Сергея – молот, но в левой руке, – говорит историк, москвовед Михаил Федоров. – Он отражает рабочий класс страны. Памятник стал символом достижений великого Советского Cоюза.

fZ3YYNJHgUs.jpg

Кстати, один из конкурентов Веры Мухиной (всего рассматривалось четыре скульптурных проекта), Иван Шадр, вложил молот своему рабочему в правую, да еще отведенную назад руку. Получилось правильно с производственной точки зрения, зато пропала идея готовности трудиться плечом к плечу.

Зоя Мухина сильно уставала от неподвижного позирования, и для нее придумали специальные подпорки. А Каснер держался молодцом. Он был отличным спортсменом, не только сам занимался классической борьбой, но и организовал у себя на шахте №15-16 секцию. Отличался Сергей Каснер и на производстве. Придя на стройку в конце 1933 года в составе десяти тысяч добровольцев, он легко осваивал новые профессии, рос как специалист. Его наградили знаком «Мастер отбойного молотка». В 1936 году Сергей стал начальником смены, не бросил при этом спортивных занятий.

В ноябре 1941 года Каснер был откомандирован в Сибирь – в распоряжение треста «Кузбассшахтстрой». Чем занимался метростроевец между 36 и 41 годами – проследить сложнее. Согласно одному источнику, Каснер участвовал в создании оборонительных сооружений вокруг села Бородино, а по другому – трудился на спецобъекте №16. Есть еще третий вариант, касающийся загадочного «Метро-2». Если Каснер действительно трудился на секретном объекте, то становится ясно, почему его ни за что не пускали на фронт. Зато в глубокий тыл – пожалуйста.

worker-and-kolkhoz-woman-2499826_960_720.jpg

Алексей Веселовский, правнук Веры Мухиной:

Памятник «Рабочий и колхозница» – самое известное творение Веры Мухиной. В разных видах оно воспроизводилось множество раз – от заставок в кино до почтовых марок. Но я считаю, что творческое наследие Мухиной в целом велико и его нельзя сводить к одному монументу.

СПРАВКА

Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге. Детство и юность провела в Феодосии, куда ее отвез отец, опасавшийся за здоровье дочери. Здесь будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Переехав в Москву, решила учиться искусству профессионально. Тогда же она начала работать модельером – создавала театральные костюмы. Во время Первой мировой войны стала сестрой милосердия в госпитале. В 1916 году она выходила больного тифом молодого хирурга-офицера Алексея Замкова. И в 1918 году вышла за него замуж.