en

Четверть века на цветном

Новый 1995 год сотрудники Управления Мосметростроя встретили новосельем. Долгожданный переезд в просторные светлые кабинеты на Цветном бульваре ждали семь лет.

Машина-времени---11.jpg

Дом Федора Малюшина, 1986 год

С ИЛЬИНКИ НА МАЛЮШЕНКУ

С момента основания Метростроя в 1931 году Управление занимало комплекс зданий в самом сердце столицы, на улице Куйбы­шева, 3 (ныне улица Ильинка). В обеденный перерыв метростроевцы гуляли по Красной площади, заходили в ГУМ посмотреть мод­ные новинки и полакомиться легендарным сливочным мороженым.

В старинном трехэтажном особняке размещались все сотрудники Управления, Мосметротранскомплекта, столовая и библиотека. До 70-х годов здесь же базирова­лись редакция «Метростроевца» и комитет комсомола. Позднее они переместились в палаты Ильинского подворья, их каби­неты заняли транспортный отдел и дис­петчерская. В отдельном здании работа­ли сотрудники парткома и дорпрофсожа. Помещениям со временем потребовалась глобальная реконструкция, а переезд был вопросом времени.

Новое здание метростроевцы обрели в не менее исторической местности. Когда- то ее называли Малюшенкой. «С Малюшен­ки богатые, там шпанцири подснятые, там и червонцы мятые, там Клещ меня пыр­нул...» – эти строки писал Владимир Вы­соцкий, чья юность прошла по соседству на Большом Каретном.

Федор Малюшин, по фамилии кото­рого прозвали окрестности, был извест­ным купцом, владельцем чайной торгов­ли и меблированных комнат в XIX веке. Его дом под номером 19 снесли в конце 1980-х годов. Он находился как раз на месте вы­хода из станции метро «Цветной бульвар».

Расположившийся по соседству ТЦ «Цветной» возвели только в 2010 году. Из окон сотрудники Управления долгое вре­мя наблюдали полуразрушенное здание Центрального рынка, закрытого в сере­дине 1990-х. Торговые ряды с цветами, са­женцами и семенами существовали здесь с XIX века. Здесь же находится старейший цирк на Цветном бульваре.

Метростроевцы шутили, что построили станцию метро по личной просьбе Почет­ного метростроевца Юрия Никулина, обе­спечив самую короткую дорогу к цирку.

КАК СТРОИЛИ ЗДАНИЕ НА ЦВЕТНОМ

Станция «Цветной бульвар» откры­лась 31 декабря 1988 года. Здание над ней, имеющее нетиповой проект, сооружалось параллельно, но новоселье состоялось только через семь лет. Основные рабо­ты выполняли СМУ-13 под руководством Александра Суслова, им помогали СМУ-4 и УСР. Курировал строительство здания на Цветном Иван Петросян, заместитель на­чальника Метростроя. Строили в переры­вах между работами на других объектах – дома в Астраханском переулке, вестибюля на «Петровско-Разумовской», депо «Пе­чатники», досрочного пуска станции «Ал­туфьевской».

Машина времени - 2.jpg

Здание Управления Мосметростроя

Авторами проекта нового здания для Управления стали специалисты мастерской №14 Моспроекта-2 им. М.В.Посохина. Глав­ный архитектор – Марк Фельдман, главный конструктор – Виктор Парнес. Здание и вход в метро составили единую конструкцию. Главным фасадом здание «лежит» на вести­бюле станции, словно «вырастая» из него. Места примыкания к вестибюлю и наклон­ному ходу укрепили буронабивными сваями и изолировали от вибрации и шума прохо­дящих поездов.

Яркая красно-белая гамма в то вре­мя сочеталась с домами по соседству и была привычна для древней москов­ской застройки. Арочно-лоджиевый вход на «Цветной бульвар» напоминает пер­вые станции метро. Похожие входы имеют «Белорусская», «Павелецкая», «Парк культуры». К отделке здания приступи­ли только в 1993 году. Внутри архитекто­ры использовали мотивы 1940-50-х годов: штукатурные лепные потолки, массивные люстры, стены в цветном мраморе. От­делка стен конференц-зала волнообраз­ной формы стала одной из самых тру­доемких. Сотрудников УСР также часто отвлекали на основные работы для под­готовки станций метро к пуску.

За 25 лет внутри здания случались пере­стройки. Появлялись или сносились пере­городки в кабинетах, закладывались окна. Совсем недавно столовая превратилась в уютные кабинеты для сотрудников УЦМ.

СОХРАНИЛИ ТРАДИЦИИ

– На метростроевских автобазах зака­зывали фургоны. Переезд был длитель­ный, сложный. Необходимо было перевез­ти целое управление. Начали в декабре, а закончили после нового года. Кабинеты были распределены заранее. Часть мебе­ли забрали с Ильинки, остальное закупа­ли новое, – вспоминает Александр Пухов, главный специалист административно- хозяйственного отдела АО «Мосметро­строй». – Но Новый год уже праздновали на Цветном. Нарядили елку.

– На Ильинке было теснее, от этого со­трудники были максимально погружены в производственные вопросы. Все отделы были сопричастны к общему делу, ходили друг к другу в гости, жили как в комму­налке. На Цветной переезжали как в но­вую просторную квартиру. Раньше сиде­ли по восемь человек, теперь по четыре, – вспоминает ветеран ОАО «Мосметро­стройкомплект» Вячеслав Носаев. – В но­вое здание метростроевцы перевезли не только мебель, но и добрые традиции. Как и любой праздник Новый год встречали застольями, весело, душевно. В каждом кабинете собирались отделами, устраи­вали танцы, наряжались в карнавальные костюмы. Руководство Метростроя в лице начальника с замами и представителя­ми общественных организаций заходили в каждый отдел и поздравляли метро­строевцев.

ИНТЕРЕСНО

У метростроевцев всегда было много но­вогодних традиций. Проводили мероприя­тия в Доме культуры на Костомаровском переулке (елки для детей метростроевцев, концерты, карнавалы и танцы), празднич­ные вечера в общежитиях, украшали строи­тельные площадки новогодней атрибутикой. Хорошей новогодней традицией стало ­открытие новых станций метро для жителей Москвы. За почти 90-летнюю историю Московский метрострой подарил столице к Но­вому году 69 станций на 11 линиях метро­политена (в период с 25 декабря по 5 января). «Электрозаводская» Большого кольца ста­нет в юбилейной – семидесятой.