Новый 1995 год сотрудники Управления Мосметростроя встретили новосельем. Долгожданный переезд в просторные светлые кабинеты на Цветном бульваре ждали семь лет.
Дом Федора Малюшина, 1986 год
С ИЛЬИНКИ НА МАЛЮШЕНКУ
С момента основания Метростроя в 1931 году Управление занимало комплекс зданий в самом сердце столицы, на улице Куйбышева, 3 (ныне улица Ильинка). В обеденный перерыв метростроевцы гуляли по Красной площади, заходили в ГУМ посмотреть модные новинки и полакомиться легендарным сливочным мороженым.
В старинном трехэтажном особняке размещались все сотрудники Управления, Мосметротранскомплекта, столовая и библиотека. До 70-х годов здесь же базировались редакция «Метростроевца» и комитет комсомола. Позднее они переместились в палаты Ильинского подворья, их кабинеты заняли транспортный отдел и диспетчерская. В отдельном здании работали сотрудники парткома и дорпрофсожа. Помещениям со временем потребовалась глобальная реконструкция, а переезд был вопросом времени.
Новое здание метростроевцы обрели в не менее исторической местности. Когда- то ее называли Малюшенкой. «С Малюшенки богатые, там шпанцири подснятые, там и червонцы мятые, там Клещ меня пырнул...» – эти строки писал Владимир Высоцкий, чья юность прошла по соседству на Большом Каретном.
Федор Малюшин, по фамилии которого прозвали окрестности, был известным купцом, владельцем чайной торговли и меблированных комнат в XIX веке. Его дом под номером 19 снесли в конце 1980-х годов. Он находился как раз на месте выхода из станции метро «Цветной бульвар».
Расположившийся по соседству ТЦ «Цветной» возвели только в 2010 году. Из окон сотрудники Управления долгое время наблюдали полуразрушенное здание Центрального рынка, закрытого в середине 1990-х. Торговые ряды с цветами, саженцами и семенами существовали здесь с XIX века. Здесь же находится старейший цирк на Цветном бульваре.
Метростроевцы шутили, что построили станцию метро по личной просьбе Почетного метростроевца Юрия Никулина, обеспечив самую короткую дорогу к цирку.
КАК СТРОИЛИ ЗДАНИЕ НА ЦВЕТНОМ
Станция «Цветной бульвар» открылась 31 декабря 1988 года. Здание над ней, имеющее нетиповой проект, сооружалось параллельно, но новоселье состоялось только через семь лет. Основные работы выполняли СМУ-13 под руководством Александра Суслова, им помогали СМУ-4 и УСР. Курировал строительство здания на Цветном Иван Петросян, заместитель начальника Метростроя. Строили в перерывах между работами на других объектах – дома в Астраханском переулке, вестибюля на «Петровско-Разумовской», депо «Печатники», досрочного пуска станции «Алтуфьевской».
Здание Управления Мосметростроя
Авторами проекта нового здания для Управления стали специалисты мастерской №14 Моспроекта-2 им. М.В.Посохина. Главный архитектор – Марк Фельдман, главный конструктор – Виктор Парнес. Здание и вход в метро составили единую конструкцию. Главным фасадом здание «лежит» на вестибюле станции, словно «вырастая» из него. Места примыкания к вестибюлю и наклонному ходу укрепили буронабивными сваями и изолировали от вибрации и шума проходящих поездов.
Яркая красно-белая гамма в то время сочеталась с домами по соседству и была привычна для древней московской застройки. Арочно-лоджиевый вход на «Цветной бульвар» напоминает первые станции метро. Похожие входы имеют «Белорусская», «Павелецкая», «Парк культуры». К отделке здания приступили только в 1993 году. Внутри архитекторы использовали мотивы 1940-50-х годов: штукатурные лепные потолки, массивные люстры, стены в цветном мраморе. Отделка стен конференц-зала волнообразной формы стала одной из самых трудоемких. Сотрудников УСР также часто отвлекали на основные работы для подготовки станций метро к пуску.
За 25 лет внутри здания случались перестройки. Появлялись или сносились перегородки в кабинетах, закладывались окна. Совсем недавно столовая превратилась в уютные кабинеты для сотрудников УЦМ.
СОХРАНИЛИ ТРАДИЦИИ
– На метростроевских автобазах заказывали фургоны. Переезд был длительный, сложный. Необходимо было перевезти целое управление. Начали в декабре, а закончили после нового года. Кабинеты были распределены заранее. Часть мебели забрали с Ильинки, остальное закупали новое, – вспоминает Александр Пухов, главный специалист административно- хозяйственного отдела АО «Мосметрострой». – Но Новый год уже праздновали на Цветном. Нарядили елку.
– На Ильинке было теснее, от этого сотрудники были максимально погружены в производственные вопросы. Все отделы были сопричастны к общему делу, ходили друг к другу в гости, жили как в коммуналке. На Цветной переезжали как в новую просторную квартиру. Раньше сидели по восемь человек, теперь по четыре, – вспоминает ветеран ОАО «Мосметростройкомплект» Вячеслав Носаев. – В новое здание метростроевцы перевезли не только мебель, но и добрые традиции. Как и любой праздник Новый год встречали застольями, весело, душевно. В каждом кабинете собирались отделами, устраивали танцы, наряжались в карнавальные костюмы. Руководство Метростроя в лице начальника с замами и представителями общественных организаций заходили в каждый отдел и поздравляли метростроевцев.
ИНТЕРЕСНО
У метростроевцев всегда было много новогодних традиций. Проводили мероприятия в Доме культуры на Костомаровском переулке (елки для детей метростроевцев, концерты, карнавалы и танцы), праздничные вечера в общежитиях, украшали строительные площадки новогодней атрибутикой. Хорошей новогодней традицией стало открытие новых станций метро для жителей Москвы. За почти 90-летнюю историю Московский метрострой подарил столице к Новому году 69 станций на 11 линиях метрополитена (в период с 25 декабря по 5 января). «Электрозаводская» Большого кольца станет в юбилейной – семидесятой.