en

«фили» преобразилась к юбилею

Одна из старейших станций московского метрополитена 7 ноября встретила свое шестидесятилетие. Рассказываем, как строили «Фили» и что изменилось после реконструкции Филевской линии.

3 полоса - Машина Времени - Обновленная фили.jpg

Станция «Фили» после реконструкции.

Станция «Фили» открылась в 1959 году в составе участка «Киевская» – «Кутузовская». Название получила по местоположению. В середине прошлого века район Филевского парка активно развивался, строились новые жилые кварталы. Многочисленные работники и служащие, получающие квартиры в новых домах, нуждались в быстром транспортном сообщении с центром столицы.

Благодаря стахановскому движению среди метростроевцев и местным жителям, которых привлекали к строительству, «Фили» возводилась рекордными темпами. Скорости сооружения способствовало использование более простых материалов и унифицированный проект Филевской линии.

Станцию из железобетонных конструкций спроектировали наземной, с прямыми береговыми платформами. Архитекторы «Фили» – Юрий Зенкевич и Римидалв Погребной.

Особенностью станции является расположение – на стыке тоннеля и открытых путей. Со стороны центра поезда прибывают из тоннеля, а уезжают уже по открытым путям. Над ее северной частью проходит путепровод Багратионовского проезда, над южной – железнодорожный мост, связывающий Западный речной порт и завод им. Хруничева.

3 полоса - Машина времени - Фили в день открытия. 1959 год.jpg

«Фили» в день открытия.

Самым сложным этапом строительства стала проходка тоннеля под железнодорожными путями. Но коллектив СМУ-8 Метростроя под руководством Павла Бурцева справился с этой задачей без остановки движения поездов.

За полвека эксплуатации  некоторые элементы инфраструктуры и облицовка пришли в негодность, инженерные конструкции сильно износились. В 2016 году приняли решение провести капитальный ремонт. Станция уже не соответствовала современным требованиям безопасности.

Метростроевцы привели «Фили» в порядок без прекращения работы метрополитена. Реконструкция длилась около двух лет в технологические «окна». За это время полностью обновили платформу, которая приобрела привлекательный вид. Вместо утилитарных материалов советского периода в отделке появились гранит и стеклянные витражи. 

Стеновые панели из сборного железобетона демонтировали, установив кровельные сэндвич-панели. В полу встроили подогрев с инфракрасными излучателями. Фасады отделали декоративной штукатуркой, металлическими кассетами и натуральным камнем.  

3 полоса - Машина времени - Обновленный вестибюль Фили.jpg

Вид на обновленный западный вестибюль

Вестибюли станции обновили. Причем восточный в процессе реконструкции расширили на 15%. Теперь его площадь составляет более 800 кв.м. Оба входа оборудовали системами отопления и вентиляции. Возросла и пропускная способность – вместо шести в каждом вестибюле установили по двенадцать турникетов.

Лестничные сходы «Фили» украсили декоративной росписью в виде силуэтов города. Боковые стены стали прозрачными, открыв пассажирам вид на окрестности. 

СПРАВКА

Имя станция получила в честь села Фили (ранее Хвили), располагавшегося на реке Фильке недалеко от столицы. Населенный пункт впервые упоминается в летописях в 1454 году. Словари толкуют слово «хвили» как непогоду, вьюгу, мокрый снег, метель.