Главная черта его характера – твердость во всем

mashina_vremeni_1733812614.jpg

Мы продолжаем серию интервью с потомками выдающихся метростроевцев, директоров Мосметростроя. Воспоминаниями о своем отце Петре Александровиче Васюкове делится его дочь Марина Дахно.

Марина Петровна, ваш отец входит в плеяду легендарных начальников Мосметростроя. Расскажите, пожалуйста, о нем, из какой он семьи?

– Папины родители были настоящими трудоголиками. Отец, Александр Павлович Васюков, был дорожным инженером, строил дороги в Крыму. Так что инженерная жилка у отца от дедушки. На трассе на Ялту есть построенная дедушкой беседка. К сожалению, он рано умер – от язвы желудка; мама, Наталья Викторовна, работала врачом санэпидемстанции. Когда она заболела туберкулезом, семья из Киева переехала в Крым. Папе было три года: он родился 4 ноября 1930 года. Так что его детство прошло в Крыму, там семья пережила немецкую оккупацию. Окончив школу, папа поехал в Днепропетровск и поступил в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1952 году.

Этот год стал для него судьбоносным. Летом он поехал к маме и бабушке в Крым, Алупку и случайно встретил девушку Зою Николаевну Семину – любовь всей его жизни и мою маму. Она приехала в Крым на каникулы. Это была любовь с первого взгляда, и папа приехал в Москву уже к жене. О чем ни разу не пожалел. Папу покорили ее характер и красота, маму – его мужественность и сила. С ним она была как за каменной стеной, он ей был опорой и поддержкой на всю жизнь. Они прожили хорошую длинную супружескую жизнь.

Как молодой специалист оказался в Метрострое?

– В те годы это было в порядке вещей: метро в Москве строилось полным ходом, специалистов не хватало, поэтому многие выпускники профильных институтов направлялись в Метрострой. Отец рассказывал, что после защиты диплома его направили в институт Метрогипротранс, а он хотел строить. В приемной директора разговорился с каким-то парнем. Тот окончил институт по той же специальности, и его направили на Метрострой, в кессон. А врачи запретили работать в подземных условиях. Тогда отец предложил ему свое место в институте, в отделе организации работ, а сам пошел на Метрострой в шахту.

Место в кессоне оказалось занято, и отца направили на «Киевскую», на строительство № 12, где шла проходка крупного эскалаторного хода.

Я маленькая была, но до сих пор помню, как у папы носом шла кровь, когда он приходил с работы. Мама с пониманием относилась к тяжелой работе отца и во всем его поддерживала.

Начальником папа был жестким, но и себя не жалел. Гордился работой предшественников, много рассказывал об архитектуре метро, контактах с архитекторами, скульпторами, художниками. Не раз говорил о том, что каждая станция – это произведение искусства, рассказывал о различных аспектах строительства, месторождениях, где добывали мрамор и гранит, а их везли из разных регионов Советского Союза, включая Грузию и Украину.

Он не был коренным москвичом, но проникся духом столицы, полюбил город всей душой, стал ее патриотом. Любил свою работу и мечтал о расширении сети метрополитена, чтобы люди могли быстрее добираться до разных районов города. Говорил о том, что по сравнению с другими московское метро технически самое оснащенное и у него самая высокая эксплуатационная скорость: в то время оно перевозило до 7 миллионов человек в день.

Главными принципами строительства метро считал расстояние между станциями: оно, как он говорил, должно быть не менее полутора километров. Иначе эксплуатационная скорость поездов не будет соответствовать технической необходимости. Историческая часть столицы должна быть сохранена, хотя это и требует дополнительных исследований – геологических, гидрологических, исторической застройки города. Увеличиваются затраты средств, трудоемкость, материалоемкость, техническое обеспечение значительно возрастают, но оно того стоит.

Чтобы создать такой метрополитен, говорил он, нужна солидная проектная и изыскательская база. И она была – Всесоюзный институт Метрогипротранс. В 30-х годах это был технический отдел Управления Метростроя, который со временем превратился в Метропроект и, наконец, в головной институт всех отечественных метростроев и подобных институтов. Отец гордился тем, что Метрогипротранс консультировал метростроителей Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Польши, помогал специалистам ряда капиталистических стран.

Папа ощущал свою причастность к КПСС и чувствовал поддержку партии. Был окружен командой единомышленников, соратников, которые его поддерживали, а он верил в них.

Что поражало в отце больше всего?

– Его отношение к работе. Самоотверженность. Кроме метростроевских задач, огромную долю времени папа отдавал политической и общественной деятельности. Был делегатом съезда ЦК КПСС, выступал на партийных пленумах, состоял в партийной ячейке Метростроя. Как депутат, принимал население, вникал в проблемы людей и старался им помочь.

Увлекался творческой работой: у него много авторских свидетельств.

Главная черта его характера – твердость во всем, физически он тоже был несгибаемым. Основное для него было довести дело до конца и вовремя.

Поражало, с каким уважением отец относился к женщинам-метростроевкам 1930-40 годов. Когда он пришел на Метрострой, застал еще женские проходческие бригады с отбойными молотками. В 1941-м они заменили мужчин, ушедших на фронт.

Значение метрополитена в годы войны трудно переоценить.

– Да, его бесперебойная работа являлась своеобразной пропагандой нашей силы, веры в победу. Тысячи людей – женщины, дети укрывались на станциях во время бомбежек. В помещениях метро располагались важнейшие государственные учреждения. Историческое решение – оборонять столицу до последнего, отстоять Москву, отбросить врага – было принято под землей, в метрополитене.

Его любимое занятие?

– Строительство! Даже в отпуске в Крыму, а там у бабушки был домик, все время что-то делал, пилил, строгал, улучшал. Когда появился свой участок – маленький, заболоченный – сам построил там домик. Родители любили ездить на дачу, путешествовать, узнавать что-то новое. Их брак можно назвать идеальным: папа – добытчик, мама больше занималась домом. Смотрел на нее и говорил: «Какая же ты красивая!». Когда возникали разногласия, мама уступала и закрывала тему, а потом делала по-своему.

Когда у отца появлялось свободное время, он много читал – о войне, историческую литературу, следил за политической ситуацией в мире.

Как он влиял на вас?

– Мне всегда хотелось привлечь его внимание, быть очень хорошей. Училась на пятерки, чтобы он меня похвалил.

Воспитывал строго, прививал принципы, с которыми не страшно оказаться в любой ситуации. Когда я оказываюсь на жизненном перепутье, всегда задаю себе вопрос: а как бы поступил папа в этом случае?

Младший брат – Алексей Петрович Васюков – окончил МИИТ, работал на Метрострое, сейчас на пенсии.

Папа всегда в нашем сердце. Как он нас воспитывал своим примером, как общался, как читал нам в детстве, разговаривал за столом, давал всему оценку. Он был веселым и строгим. С ним было хорошо и надежно.