en

Григорий касперович. куйбышевский метростроевец

mashina_vremeni_1718006497.jpg

Григорий Касперович – в прошлом бригадир проходчиков Тоннельного отряда № 30 Управления строительства «Куйбышевметрострой». Он единственный из метростроевцев был удостоен звания «Лауреат премии дважды орденоносного города Куйбышев» по итогам 1987 года за успешное выполнение сложных и ответственных задач на строительстве первого пускового участка Куйбышевского метрополитена.

По приглашению газеты «Метростроевец» Григорий Леонтьевич участвовал в церемонии старта щита «Самара» от «Театральной» до «Алабинской». На стройке метро он не был с 1996 года, с того времени как вынужден был уйти из родного Метростроя.

Я пришел на Метрострой в 1981-м году разнорабочим, пообещали квартиру и, не раздумывая, согласился, – вспоминает ветеран. – Работал с удовольствием, потому что люблю физический труд. И не ушел бы, если не 90-е, когда строительство метро фактически остановилось.

Как известно, Куйбышевское метро начали строить в сентябре 1980 года практически в центре города. Первый пробный тоннель соорудили между станциями «Проспект Ленина» (ныне «Российская») и «Октябрьская» («Алабинская»). Однако стройку законсервировали. Решено было начать строительство с Юнгородка, где находились крупные промышленные предприятия города.

Молодой Касперович начинал свою карьеру на «Кировской» – первой строящейся станции самарской подземки. Когда появились проходческие щиты, его отправили в город Горький (Нижний Новгород) учиться на машиниста щита. Он занимался их сборкой и непосредственно руководил проходкой.

В смену делали не больше метра тоннеля, а когда пришел второй щит, уже до двух метров удавалось построить, – рассказывает метростроевец. – В основном строили отбойными молотками, породы всякие встречались. Был такой отрезок, когда чистая глина шла, ее на кирпичный завод КАМАЗами отправляли. А на перегоне между «Советской» и «Гагаринской» встретился пласт трещиновидного доломита, щит его не брал. Пришлось обращаться к взрывникам, поскольку у нас таких специалистов не было.

Грандиозная стройка

Строить Куйбышевское метро съезжались метростроители со всего Союза – из Москвы, Горького, Ташкента. Был создан второй тоннельный отряд № 35. В 1985 году началась одна из самых трудоемких операций в строительстве самарского метро – проходка тоннелей под полотном железной дороги на перегоне «Кировская» – «Безымянка». Проходка велась без остановки движения поездов, что позволило ощутимо приблизить ввод участка.

В то время сооружать метро нам помогали все: городская администрация, промышленность. Тольяттинские заводы поставляли нам чугунные блоки. При врезке первые шесть метров тоннеля делали из чугуна, а потом шли железобетонные блоки, – поясняет Касперович. – Когда проходили первый тоннель, произошло ЧП: задели магистральный водопровод, в результате котлован вместе с техникой затопило, пришлось откачивать воду. А когда приближались к железной дороге, в забое произошел обвал. Воронку на поверхности земли засыпали песком. Его завозили десятки грузовиков. Особо суровые условия были зимой, когда в тоннеле лилась вода. Брезентовая роба при сильном морозе быстро покрывалась льдом.

Несмотря на все трудности, 25 декабря 1987 года первый пусковой участок со станциями «Юнгородок», «Кировская», «Безымянка» и «Победа» торжественно открылся.

Пуск метро стал большим праздником для всех, а почетное право проехать в первом поезде по традиции предоставили метростроевцам, включая меня. Именно за этот пуск я был удостоен звания «Лауреат премии дважды орденоносного города Куйбышев», о чем на первой полосе написала газета «Волжская заря», – вспоминает Касперович.

После этого он участвовал в строительстве станций «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», а закончил на «Московской», восьмой станции самарского метро, на ввод которой понадобилось около десяти лет.

Снова в тоннеле

После церемонии пуска щита «Самара» Григорий Леонтьевич, как заправский метростроевец, с легкостью спустился в стартовый котлован, чтобы ознакомиться со щитом Herrenknecht S-755, который проложит два тоннеля до «Театральной». А после поделился своими впечатлениями.

Современная техника впечатляет. Я, конечно, слышал о немецких роторных щитах, мы о таком и мечтать не могли. Это небо и земля. Нынешняя техника значительно облегчает труд метростроевцев и ускоряет стройку. Если раньше мы строили около 60 метров тоннеля в месяц, то сегодня это уже 250 метров и больше, – заключает он. – Я благодарен Богу и судьбе, что мои лучшие годы прошли в «Куйбышевметрострое», среди хороших коллег и друзей, о чем до сих пор я с удовольствием вспоминаю.

***

В Самаре после начала проходки перегонного тоннеля редакция газеты «Метростроевец» посетила бывшее Строительство № 1 в Куйбышеве, а именно специальное фортификационное сооружение. Сейчас оно известно как «Бункер Сталина».

21 октября 1941 года вышло постановление ГКО № 826сс «О строительстве убежища в г. Куйбышеве». Согласно ему, Метрострою поручалось в сжатые сроки соорудить в запасной столице два газо- и бомбоубежища глубокого заложения, рассчитанных на прямое попадание авиабомбы весом две тонны. Строительство финансировалось без проектных заданий, технического проекта и сметы.

Получив боевое задание, метростроевцы отправились в город на Волге. В итоге мы построили несколько спецобъектов. Все они давно выведены из эксплуатации и находятся в разной степени затопленности и/или сохранности. А объект № 1 в 1991 году музеефицировали и открыли для туристов.

Большое спасибо директору музея Анатолию Солуянову и самарскому гиду Петру Якубсону за экскурсию.