en

Как строили в годы войны

В условиях военного времени 78 лет назад, 1 января 1943 года, открыт Замоскво­рецкий радиус, состоящий из одной станции – «Завод имени Сталина» (с 5 июля 1956 года – «Автозаводская»). Еще две станции – «Новокузнецкую» и «Павелец­кую» – поезда проезжали без остановок. Но перед тем, как рассказывать о слож­ностях строительства метро в военные годы и о тех изменениях проектов, на которые пришлось пойти, надо вернуться немного назад, в самое начало строи­тельства третьей очереди.

3 полоса - Машина времени - План - схема.jpg

Схема третьей очереди строительства метрополитена в «Ударнике Метростроя» №8 от 10 января 1937 года

СООРУДИТЬ ДВА РАДИУСА В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ

История Замоскворецкого радиуса на­чалась 8 января 1937 года, когда вышло по­становление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве третьей очереди Москов­ского метрополитена». В газете «Ударник Метростроя» №8 от 10 января 1937 года опубликована план-схема. Совет народ­ных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) при­знали необходимым приступить к работам в текущем году, а пустить в эксплуатацию с пассажирами новые станции планирова­ли к концу 1939 года. Сроки уже тогда были очень сжатые, да и приведенная схема не совпала с тем, что в итоге построили.

Новое постановление, вышедшее 10 июля 1937 года, резко изменило планы строительства. Согласно ему предпола­галось соорудить два радиуса, а Кольце­вую линию отложить на более поздний срок, так как в Москве закончилась рекон­струкция большей части Садового коль­ца, дающая возможность обеспечить пас­сажирские перевозки на нем надземным транспортом. Таким образом, утвердили трассировки двух новых радиусов:

Замоскворецкий радиус – от стан­ции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» длиной 6,5 километра со станциями «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина».

Покровский радиус – от Курского вокзала до стадиона имени Сталина про­тяжением 7,3 километра со станциями: «Спартаковская» («Бауманская»), «Элек­трозавод», «Стадион имени Сталина». Станция «Сталинская» (сейчас «Семенов­ская») появится позднее.

Новая очередь была сложной – два перехода под Москвой-рекой и проход­ка сквозь плывуны. Метростроевцам пришлось приложить все знания и уме­ния, всю настойчивость и терпение, что­бы укротить подземные недра.

Срок сдачи в эксплуатацию по срав­нению с январским постановлением не изменился – конец 1939 года. Опыт строительства второй очереди и использова­ние более совершенной техники теорети­чески позволяли уложиться в отведенный срок. Но на практике все оказалось куда сложнее. Несмотря на попытки и при­зывы начать работы раньше, сделать это не удалось. Во-первых, надо было ждать, пока освободятся рабочие на строитель­стве второй очереди. И, во-вторых, прой­ти весь сложный подготовительный этап освоения площадок.

На станцию «Завод имени Сталина» метростроевцы пришли в декабре 1937 года. А к проходке первой шахты присту­пили в конце марта 1938 года. Проходка стволов и освоение площадок шли очень медленно, всем было ясно, что к концу 1939-го пуска не будет. Но, главное, рабо­та началась.

Уже после начала строительства произошло два серьезных изменения проекта – была добавлена станция «Сталинская», что привело к переносу станции «Электрозаводская». Пробуренные сква­жины для заморозки наклонного хода пришлось тампонировать и начинать бу­рить другие для нового наклона.

Был изменен проект станции «Паве­лецкая». От пилонного варианта отка­зались в пользу колонной станции. Она должна была стать дальнейшим развити­ем станции «Маяковская».

По мере проходки стволов и раскры­тия забоев все больше щитов устремля­лось по трассам. А длина готового тоннеля стала быстро расти. К 19 июня 1941 года было пройдено 24,3 из 26,8 километров. В мае прошли последний наклон на станции «Электрозаводская». А на стан­ции «Завод имени Сталина» в феврале началась отделка. Также были пройдены все станционные тоннели кроме средне­го зала станции «Павелецкая», к которому даже не приступали. Судя по всему, тре­тью очередь можно было бы пустить в се­редине 1942 года. Но началась война.

3 полоса - Машина времени - Бауманская.jpg

Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии

ВОЙНА МЕНЯЕТ ПЛАНЫ

После нападения фашистов все боль­ше наших сотрудников уходило на фронт. Кто воевать, а кто строить различные обо­ронительные рубежи и спецобъекты. Объ­емы строительства метрополитена по мере продвижения захватчиков к Москве сокра­щались. Метростроевцы начали готовить выработки третьей очереди к укрытию населения Москвы. В октябре 1941 года стро­ительство, по сути, прекратилось.

Весной 1942 года принимается реше­ние о пуске Замоскворецкого радиуса без двух станций глубокого заложения. Для них нет эскалаторов, а на станции «Павелецкая» отсутствует средний свод, фа­сонные тюбинги и металлоконструкции. Опять пришлось менять проект станции. Буквально в течение нескольких дней она была переделана в двухсводчатую, с аван­залом около наклона. На Замоскворецком радиусе объем проходки был минимален, и его быстро закончили. Дальше нача­ли монтаж инженерных систем, укладку пути и отделку.

Везде, где только можно, применяли упрощенные технические условия. Сда­ли только одну тяговую подстанцию, отказались от служебного мостика в тонне­ле и от звукопоглощающей штукатурки на перегонных тюбингах. Для вентиляции и водоотлива использовали оборудование метростроя по временной эксплуатаци­онной схеме.

На станции «Завод имени Сталина» смонтировали три нитки эскалатора, но только две имели привод. Средняя нитка осталась в виде неподвижной лестни­цы. На половине колонн была штукатурка, которую покрасили под мрамор.

20 ноября 1943 года открыли две оставшиеся станции. С ними было уже проще – московские заводы смогли выпустить шесть лент эскалаторов. Впервые был использован асбоцементный зонт на станциях, что позволило отказаться от трудоемкой операции по бетонированию тюбингов. В декабре 1943 года началось строительство Кольцевой линии.

Одновременно заканчивались работы и на Покровском радиусе. Три станции Покровского радиуса открылись 1 янва­ря 1944 года, а станцию «Электрозавод­скую» доделали только к 15 мая этого же года.

На всех семи станциях, открытых во время войны, высечено золотыми буква­ми «сооружено в дни Отечественной вой­ны». Героическая работа метростроевцев, которые выполняли свои задания как бо­евые, по-фронтовому, навсегда останется в истории нашей компании.

3 полоса - Машина времени - Автозаводская.jpg

Станция «Автозаводская» Замоскворецкой линии