В условиях военного времени 78 лет назад, 1 января 1943 года, открыт Замоскворецкий радиус, состоящий из одной станции – «Завод имени Сталина» (с 5 июля 1956 года – «Автозаводская»). Еще две станции – «Новокузнецкую» и «Павелецкую» – поезда проезжали без остановок. Но перед тем, как рассказывать о сложностях строительства метро в военные годы и о тех изменениях проектов, на которые пришлось пойти, надо вернуться немного назад, в самое начало строительства третьей очереди.
Схема третьей очереди строительства метрополитена в «Ударнике Метростроя» №8 от 10 января 1937 года
СООРУДИТЬ ДВА РАДИУСА В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ
История Замоскворецкого радиуса началась 8 января 1937 года, когда вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О строительстве третьей очереди Московского метрополитена». В газете «Ударник Метростроя» №8 от 10 января 1937 года опубликована план-схема. Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) признали необходимым приступить к работам в текущем году, а пустить в эксплуатацию с пассажирами новые станции планировали к концу 1939 года. Сроки уже тогда были очень сжатые, да и приведенная схема не совпала с тем, что в итоге построили.
Новое постановление, вышедшее 10 июля 1937 года, резко изменило планы строительства. Согласно ему предполагалось соорудить два радиуса, а Кольцевую линию отложить на более поздний срок, так как в Москве закончилась реконструкция большей части Садового кольца, дающая возможность обеспечить пассажирские перевозки на нем надземным транспортом. Таким образом, утвердили трассировки двух новых радиусов:
Замоскворецкий радиус – от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» длиной 6,5 километра со станциями «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина».
Покровский радиус – от Курского вокзала до стадиона имени Сталина протяжением 7,3 километра со станциями: «Спартаковская» («Бауманская»), «Электрозавод», «Стадион имени Сталина». Станция «Сталинская» (сейчас «Семеновская») появится позднее.
Новая очередь была сложной – два перехода под Москвой-рекой и проходка сквозь плывуны. Метростроевцам пришлось приложить все знания и умения, всю настойчивость и терпение, чтобы укротить подземные недра.
Срок сдачи в эксплуатацию по сравнению с январским постановлением не изменился – конец 1939 года. Опыт строительства второй очереди и использование более совершенной техники теоретически позволяли уложиться в отведенный срок. Но на практике все оказалось куда сложнее. Несмотря на попытки и призывы начать работы раньше, сделать это не удалось. Во-первых, надо было ждать, пока освободятся рабочие на строительстве второй очереди. И, во-вторых, пройти весь сложный подготовительный этап освоения площадок.
На станцию «Завод имени Сталина» метростроевцы пришли в декабре 1937 года. А к проходке первой шахты приступили в конце марта 1938 года. Проходка стволов и освоение площадок шли очень медленно, всем было ясно, что к концу 1939-го пуска не будет. Но, главное, работа началась.
Уже после начала строительства произошло два серьезных изменения проекта – была добавлена станция «Сталинская», что привело к переносу станции «Электрозаводская». Пробуренные скважины для заморозки наклонного хода пришлось тампонировать и начинать бурить другие для нового наклона.
Был изменен проект станции «Павелецкая». От пилонного варианта отказались в пользу колонной станции. Она должна была стать дальнейшим развитием станции «Маяковская».
По мере проходки стволов и раскрытия забоев все больше щитов устремлялось по трассам. А длина готового тоннеля стала быстро расти. К 19 июня 1941 года было пройдено 24,3 из 26,8 километров. В мае прошли последний наклон на станции «Электрозаводская». А на станции «Завод имени Сталина» в феврале началась отделка. Также были пройдены все станционные тоннели кроме среднего зала станции «Павелецкая», к которому даже не приступали. Судя по всему, третью очередь можно было бы пустить в середине 1942 года. Но началась война.
Станция «Бауманская» Арбатско-Покровской линии
ВОЙНА МЕНЯЕТ ПЛАНЫ
После нападения фашистов все больше наших сотрудников уходило на фронт. Кто воевать, а кто строить различные оборонительные рубежи и спецобъекты. Объемы строительства метрополитена по мере продвижения захватчиков к Москве сокращались. Метростроевцы начали готовить выработки третьей очереди к укрытию населения Москвы. В октябре 1941 года строительство, по сути, прекратилось.
Весной 1942 года принимается решение о пуске Замоскворецкого радиуса без двух станций глубокого заложения. Для них нет эскалаторов, а на станции «Павелецкая» отсутствует средний свод, фасонные тюбинги и металлоконструкции. Опять пришлось менять проект станции. Буквально в течение нескольких дней она была переделана в двухсводчатую, с аванзалом около наклона. На Замоскворецком радиусе объем проходки был минимален, и его быстро закончили. Дальше начали монтаж инженерных систем, укладку пути и отделку.
Везде, где только можно, применяли упрощенные технические условия. Сдали только одну тяговую подстанцию, отказались от служебного мостика в тоннеле и от звукопоглощающей штукатурки на перегонных тюбингах. Для вентиляции и водоотлива использовали оборудование метростроя по временной эксплуатационной схеме.
На станции «Завод имени Сталина» смонтировали три нитки эскалатора, но только две имели привод. Средняя нитка осталась в виде неподвижной лестницы. На половине колонн была штукатурка, которую покрасили под мрамор.
20 ноября 1943 года открыли две оставшиеся станции. С ними было уже проще – московские заводы смогли выпустить шесть лент эскалаторов. Впервые был использован асбоцементный зонт на станциях, что позволило отказаться от трудоемкой операции по бетонированию тюбингов. В декабре 1943 года началось строительство Кольцевой линии.
Одновременно заканчивались работы и на Покровском радиусе. Три станции Покровского радиуса открылись 1 января 1944 года, а станцию «Электрозаводскую» доделали только к 15 мая этого же года.
На всех семи станциях, открытых во время войны, высечено золотыми буквами «сооружено в дни Отечественной войны». Героическая работа метростроевцев, которые выполняли свои задания как боевые, по-фронтовому, навсегда останется в истории нашей компании.
Станция «Автозаводская» Замоскворецкой линии