en

Конструктор пирожкова

Машина времени.jpg

Рассказывая о прекрасных станциях московского метро, мы, конечно, в первую очередь упоминаем архитекторов. И это понятно: наше впечатление от станции формируется теми приемами и слагаемыми архитектуры, которые архитектор заложил в проект. И все же архитектор метрополитена далеко не так свободен, как его собрат по наземным сооружениям. Первоначальный облик станции, ее объем определяется не им, а инженером-конструктором.

Именно от конструктора зависит, какой будет станция: пилонной, колонной, сводчатой или с плоским перекрытием, прекрасным легким «Кузнецким мостом» или простой «сороконожкой» … Почему-то конструкторов не принято называть по именам. А жаль. Попытаемся отчасти восполнить пробел и рассказать о замечательном конструкторе Антонине Николаевне Пирожковой.

Она родилась в 1909 году в селе Красный Яр Томской губернии. В 14 лет умер отец. Мать болела, и девочке пришлось взять на себя заботу о младших. Областной центр Томск давал для этого больше возможностей – девочка перебралась туда и стала подрабатывать уроками. В это время отчетливо проявились ее математические способности.

В 1930 году Антонина Пирожкова с отличием окончила Томский политехнический университет (в то время Сибирский технологический институт им. Дзержинского) и поступила на работу в Кузнецкстрой, участвовала в проектировании металлургического комбината. Уже тогда показала высочайший профессионализм и способность справиться с любым техническим заданием.

В 1934 году Антонина Николаевна по рекомендации представителя Востокстали приехала в Москву для работы в Госинституте по проектированию металлургических заводов. Но как раз в это время в столице близились к завершению работы по первой очереди метрополитена, и Антонину привлекло совершенно новое и незнакомое дело. Она поступила в Метропроект и уже вскоре – благодаря своим выдающимся способностям – выдвинулась в число лучших специалистов и затем стала главным конструктором. Пять станций метро спроектированы с ее участием. Назовем их:

В 1950-е годы Пирожкова участвовала в проектировании зданий санаторно-курортного назначения. Преподавала в МИИТе, совместно с В.П. Волковым и С.Н. Наумовым написала учебник «Тоннели и метрополитены». Ранее, еще в 30-е годы, совместно с Николаем Васильевичем Никитиным, будущим выдающимся конструктором, проектировщиком Останкинской телебашни, с которым она вместе училась в институте, и инженером А. Полянским написала работу «Упрощенный расчет сложных рамочных конструкций».

Зачитавшись еще на Кузбассе Исааком Бабелем, Антонина познакомилась с писателем в Москве. В том же 1934-м они соединили свои судьбы. Трудно представить себе людей с более разными характерами, чем Исаак и Антонина, но это не мешало их короткому счастью. В 1937 родилась дочь Лидия. В 1939-м Бабеля арестовали, а через год расстреляли. Расстрельный список подписал сам Сталин. Все годы Пирожкова ждала мужа: до хрущевской оттепели ей не сообщали о его судьбе. На запросы получала ответ: «…отбывает срок на стройках народного хозяйства».

Антонина Николаевна прожила долгую жизнь – 101 год – и всю последнюю часть жизни посвятила памяти Бабеля. Собирала материалы, выпустила несколько книг. Скончалась Антонина Пирожкова в 2010 году в США, где жила с 1996 года рядом с любимым внуком Андреем, актером и режиссером.