Великая Отечественная война не остановила строительство метро. В эти непростые годы пустили семь станций, которые легко узнать по памятным табличкам с надписью: «Сооружено в дни Отечественной войны». Среди них – открывшиеся 18 января 1944-го «Бауманская», «Семеновская» и «Партизанская». В этом году им исполнилось 75 лет.
Синюю линию московского метро решили продлить на север в 1937 году, в 1938-м приступили к строительству. К июню 1941 года были готовы почти 70% тоннелей нового отрезка Покровского радиуса.
Война приостановила работы, превратив недостроенные объекты в бомбоубежища. Как только угроза захвата Москвы миновала, сооружение метрополитена возобновилось.
Многие профессиональные строители ушли на фронт, из-за чего образовался кадровый дефицит. Семь километров участка «Курская» – «Измайловский парк» достраивали подростки, женщины и демобилизованные после ранений фронтовики.
Несмотря на тяжелейшие условия, в которых возводились «Бауманская», «Семеновская» и «Партизанская», они получились одними из самых красивых в московском метро. Стиль ар-деко, характерный для архитектуры того периода, приобрел здесь военно-патриотические нотки. Сейчас эти станции относятся к объектам культурного наследия регионального значения.
По проекту, станции Покровского радиуса связывали город с новыми рабочими кварталами Измайлова, где возводились жилые дома, фабрики, заводы. Планировалось также построить Стадион имени Сталина, который стал бы главной спортивной ареной города. Новая станция с таким же названием должна была разместиться рядом со спорткомплексом. Запроектированные три пути позволили бы избежать давки во время возвращения людей с массовых спортивных мероприятий. К тому же на станции предполагался второй выход.
Стадион из-за начавшейся войны так и не достроили. Станция открылась под названием «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», с 1947 до 1963-го называлась «Измайловской», затем была переименована в «Измайловский парк» и с 2005 года носит имя «Партизанская». Последнее название, присвоенное в честь 60-летия победы в ВОВ, в наибольшей степени соответствует оформлению.
«Партизанская» – колонная, трехпролетная станция мелкого заложения. В ее просторном зале располагаются две широкие платформы и три пути. Работы скульптора Матвея Манизера, размещенные на станции, отражают тему партизанской борьбы. На ближайших к выходу колоннах установлены фигуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина. В лестничном зале представлена целая скульптурная группа «Партизаны».
Путевые стены и капители колонн отделаны барельефами работы Саула Рабиновича: здесь и пулеметы, и ручные гранаты, и автоматы, развешенные в лесной чаще. На потолке над средними путями станционного зала раньше были большие светильники и круговая фреска художника Андрея Гончарова, не сохранившаяся до наших дней.
Проектов трехпутной станции было несколько. Над ними работали именитые архитекторы – Валерий Таушканов, Дмитрий Чечулин. В итоге победил вариант Бориса Виленского из-за простоты архитектурных решений, более приемлемых для военных лет. Благодаря трехпутной структуре «Партизанская» – самая широкая станция Московского метрополитена.
Имя станции дали в честь находящейся рядом Семеновской площади. В XVII веке здесь была Семеновская солдатская слобода Петра I. При этом до 1961 года станция называлась «Сталинской», поскольку ее построили в одноименном районе Москвы.
Архитектором «Семеновской» стал Самуил Кравец, руководивший в то время архитектурным бюро Метростроя. Трехпролетная станция глубокого заложения была его первым подземным проектом. Работа оказалась оригинальной. Станция, залегающая на глубине 40 метров под землей, вышла похожей на храм. Кассовый зал увенчан высоким куполом и украшен колоннами из красного мрамора, по его периметру расположились большие окна.
Геология позволила убрать тяжеловесные пилоны и заменить их на четыре ряда стальных опор, облицованных белым мрамором с вставками красного. Центральный зал украсили большие торшеры в бронзовых оправах. Путевые стены выложены серым мрамором, пол – плитами красного и черного гранита.
Темой оформления стала защита Родины. Об этом говорит горельеф на торцевой стене, изображающий орден «Победа» на фоне оружия и знамен, с надписью: «Нашей Красной Армии – слава!». К тому же на путевых стенах размещены чеканные щиты с изображением различных видов вооружений и круглые барельефы с профилями русских воинов, среди которых есть разведчик, казак, красноармеец, танкист, краснофлотец, летчик. В создании «Семеновской» участвовала скульптор-монументалист Вера Мухина, прославившаяся на весь мир знаменитой статуей «Рабочий и колхозница».
«Бауманская» названа в честь революционера Николая Баумана, убитого в 1905 году недалеко от главного здания Императорского московского технического училища (впоследствии – МГТУ им. Н.Э.Баумана). В кассовом зале установлен его бюст работы скульптора Алексея Шлыкова.
На стадии проекта станция называлась «Спартаковской». По задумке архитектора Бориса Иофана, восстание Спартака – главная тема в оформлении интерьера. Согласно этой идее, в пилонных нишах должны были расположиться статуи гладиаторов.
Война и здесь внесла коррективы. Тема поменялась, но сохранилось первоначальное архитектурное решение. Ниши заняли фигуры фронтовиков и рабочих тыла авторства Вячеслава Андреева. Четыре из них сделаны самим скульптором: «Метростроевка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировочном халате» и «Летчик». Остальные («Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор») после смерти Андреева выполнили его вдова и коллега по цеху Сергей Кольцов. Материалом для статуй послужил гипс, в 1950 году их тонировали под бронзу. В 1970-х из-за изношенности оригиналов заменили на бронзовые копии.
В торце зала находится мозаичное панно Александра Иванова с профилем Владимира Ленина. Первоначально на нем был также Иосиф Сталин, но после развенчания культа личности изображение вождя убрали. На арке эскалаторного спуска – майоликовое панно «Слава Советской Армии» художника Исаака Рабиновича. Над ним, на стене наземного вестибюля, высечена цитата Сталина: «Фронт и тыл представляют у нас единый и неразделимый боевой лагерь».