en

Напоминание о героях: три станции 1944 года встретили юбилей

Великая Отечественная война не остановила строительство метро. В эти непростые годы пустили семь станций, которые легко узнать по памятным табличкам с надписью: «Сооружено в дни Отечественной войны». Среди них – открывшиеся 18 января 1944-го «Бауманская», «Семеновская» и «Партизанская». В этом году им исполнилось 75 лет.

Синюю линию московско­го метро решили прод­лить на север в 1937 году, в 1938-м приступили к строитель­ству. К июню 1941 года были го­товы почти 70% тоннелей ново­го отрезка Покровского радиуса.

Война приостановила работы, превратив недостроенные объ­екты в бомбоубежища. Как толь­ко угроза захвата Москвы мино­вала, сооружение метрополитена возобновилось.

Многие профессиональные строители ушли на фронт, из-за чего образовался кадровый де­фицит. Семь километров участ­ка «Курская» – «Измайловский парк» достраивали подростки, женщины и демобилизованные после ранений фронтовики.

Несмотря на тяжелейшие ус­ловия, в которых возводились «Бауманская», «Семеновская» и «Партизанская», они получи­лись одними из самых краси­вых в московском метро. Стиль ар-деко, характерный для архи­тектуры того периода, приобрел здесь военно-патриотические нотки. Сейчас эти станции отно­сятся к объектам культурного на­следия регионального значения.

ТРИ ПУТИ «ПАРТИЗАНСКОЙ»

По проекту, станции Покров­ского радиуса связывали город с новыми рабочими кварталами Измайлова, где возводились жи­лые дома, фабрики, заводы. Пла­нировалось также построить Ста­дион имени Сталина, который стал бы главной спортивной аре­ной города. Новая станция с та­ким же названием должна была разместиться рядом со спортком­плексом. Запроектированные три пути позволили бы избежать дав­ки во время возвращения людей с массовых спортивных мероприятий. К тому же на станции пред­полагался второй выход.

Стадион из-за начавшейся войны так и не достроили. Стан­ция открылась под названием «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», с 1947 до 1963-го называлась «Измай­ловской», затем была переиме­нована в «Измайловский парк» и с 2005 года носит имя «Парти­занская». Последнее название, присвоенное в честь 60-летия победы в ВОВ, в наибольшей сте­пени соответствует оформлению.

«Партизанская» – колонная, трехпролетная станция мелко­го заложения. В ее просторном зале располагаются две широ­кие платформы и три пути. Ра­боты скульптора Матвея Манизера, размещенные на станции, отражают тему партизанской борьбы. На ближайших к выхо­ду колоннах установлены фигу­ры Зои Космодемьянской и Мат­вея Кузьмина. В лестничном зале представлена целая скульптур­ная группа «Партизаны».

Путевые стены и капители колонн отделаны барельефами работы Саула Рабиновича: здесь и пулеметы, и ручные гранаты, и автоматы, развешенные в лес­ной чаще. На потолке над сред­ними путями станционного зала раньше были большие светиль­ники и круговая фреска худож­ника Андрея Гончарова, не со­хранившаяся до наших дней.

Проектов трехпутной стан­ции было несколько. Над ними работали именитые архитекто­ры – Валерий Таушканов, Дми­трий Чечулин. В итоге победил вариант Бориса Виленского из-за простоты архитектурных ре­шений, более приемлемых для военных лет. Благодаря трехпут­ной структуре «Партизанская» – самая широкая станция Москов­ского метрополитена.

ОРУЖЕЙНЫЙ ХРАМ НА «СЕМЕНОВСКОЙ»

Имя станции дали в честь находящейся рядом Семенов­ской площади. В XVII веке здесь была Семеновская солдатская слобода Петра I. При этом до 1961 года станция называлась «Сталинской», поскольку ее по­строили в одноименном райо­не Москвы.

Архитектором «Семенов­ской» стал Самуил Кравец, ру­ководивший в то время архи­тектурным бюро Метростроя. Трехпролетная станция глубо­кого заложения была его пер­вым подземным проектом. Ра­бота оказалась оригинальной. Станция, залегающая на глуби­не 40 метров под землей, вы­шла похожей на храм. Кассовый зал увенчан высоким куполом и украшен колоннами из крас­ного мрамора, по его периметру расположились большие окна.

Геология позволила убрать тяжеловесные пилоны и заме­нить их на четыре ряда сталь­ных опор, облицованных белым мрамором с вставками красного. Центральный зал украсили боль­шие торшеры в бронзовых опра­вах. Путевые стены выложены серым мрамором, пол – плита­ми красного и черного гранита.

Темой оформления стала за­щита Родины. Об этом говорит горельеф на торцевой стене, изо­бражающий орден «Победа» на фоне оружия и знамен, с надпи­сью: «Нашей Красной Армии – слава!». К тому же на путевых сте­нах размещены чеканные щиты с изображением различных видов вооружений и круглые барелье­фы с профилями русских воинов, среди которых есть разведчик, казак, красноармеец, танкист, краснофлотец, летчик. В созда­нии «Семеновской» участвовала скульптор-монументалист Вера Мухина, прославившаяся на весь мир знаменитой статуей «Рабо­чий и колхозница».

ФРОНТ И ТЫЛ СЛИЛИСЬ НА «БАУМАНСКОЙ»

«Бауманская» названа в честь революционера Николая Баума­на, убитого в 1905 году недалеко от главного здания Император­ского московского технического училища (впоследствии – МГТУ им. Н.Э.Баумана). В кассовом зале установлен его бюст рабо­ты скульптора Алексея Шлыкова.

На стадии проекта станция на­зывалась «Спартаковской». По за­думке архитектора Бориса Иофа­на, восстание Спартака – главная тема в оформлении интерьера. Согласно этой идее, в пилонных нишах должны были располо­житься статуи гладиаторов.

Война и здесь внесла коррек­тивы. Тема поменялась, но сохра­нилось первоначальное архитек­турное решение. Ниши заняли фигуры фронтовиков и рабочих тыла авторства Вячеслава Андре­ева. Четыре из них сделаны са­мим скульптором: «Метростроев­ка», «Красноармеец со знаменем», «Красноармеец в маскировоч­ном халате» и «Летчик». Осталь­ные («Командир», «Партизанка», «Рабочий», «Конструктор») после смерти Андреева выполнили его вдова и коллега по цеху Сергей Кольцов. Материалом для статуй послужил гипс, в 1950 году их то­нировали под бронзу. В 1970-х из-за изношенности оригиналов за­менили на бронзовые копии.

В торце зала находится моза­ичное панно Александра Иванова с профилем Владимира Ленина. Первоначально на нем был также Иосиф Сталин, но после развен­чания культа личности изображе­ние вождя убрали. На арке эска­латорного спуска – майоликовое панно «Слава Советской Армии» художника Исаака Рабиновича. Над ним, на стене наземного ве­стибюля, высечена цитата Стали­на: «Фронт и тыл представляют у нас единый и неразделимый боевой лагерь».